«Вместо отдыха был суд»: как меня обма­нули на 262 000 ₽ при покупке тура в Турцию

Но я смог отстоять свои права
19
«Вместо отдыха был суд»: как меня обма­нули на 262 000 ₽ при покупке тура в Турцию

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам Журнала

Аватар автора

Максим Веселов

хотел на море

Страница автора

Мы с семьей мечтали об отдыхе в Турции четыре года. Откладывали по чуть-чуть с каждой зарплаты.

В мае 2024 года мечта должна была наконец осуществиться: денег накопили достаточно, чтобы десять дней жить в формате «все включено» с женой и ребенком на побережье в Сиде.

Друзья захотели присоединиться, когда узнали о наших планах. В итоге собралась компания из четырех семей. Одна из них предложила купить путевки в питерском турагентстве «Винтаж», через которое летала отдыхать уже восемь лет. Все согласились, и это было ошибкой.

С чего все началось

Готовиться к отдыху мы с друзьями начали в середине марта. Связались с директором турагентства «Винтаж» — назовем ее О. Заключили договор, забронировали номера в пятизвездочном отеле Arnor De Luxe Hotel на десять дней, выбрали авиарейс.

Все вопросы решали дистанционно — через переписку в общей группе мессенджера с директором турагентства и друзьями. Лично О. я ни разу не видел.

Вылет в Турцию запланировали на 30 мая. За тур я заплатил 230 000 ₽. Еще 32 000 ₽ отдал за индивидуальный трансфер из турецкого аэропорта до отеля и обратно.

Фрагмент договора с турагентом
Фрагмент договора с турагентом

О. обещала прислать ваучеры и документы в апреле. Мы согласились и отпустили ситуацию. Волноваться начали только в мае, когда поняли, что до вылета осталось десять дней, а билетов на самолет нет.

Турагент объяснила, что наша авиакомпания подпала под санкции, поэтому есть проблемы с вылетами. Она пытается перестроить логистику так, чтобы мы прилетели в Турцию вовремя. Все казалось логичным.

Два дня до вылета. Бронь номеров в отеле до сих пор не подтвердили, билетов на самолет нет. О. сыпет отговорками — якобы с рейсом какие-то накладки, но она делает все возможное. Мы опять поверили, все-таки друзья несколько лет летали через «Винтаж» без проблем.

Еще один день ожидания. Все на нервах. На всякий случай собрали чемоданы — вдруг произойдет чудо и все разрешится само собой.

Приходит новое сообщение от О. — на этот раз возникли проблемы с туроператором. Сотрудники «Библио-Глобуса» по непонятным причинам не подтверждают брони. Быстро вернуть деньги за тур и купить новый не получится: они уже на счете туроператора. Это звучало как приговор — отдых придется отложить.

Все были морально раздавлены. Выезд на отдых за границу для простой семьи — большой подвиг. Люди готовятся морально, откладывают деньги. Мы планировали отпуск четыре года. Друзья взяли потребительский кредит под 17% годовых, чтобы оплатить путевку. Каждый тысячу раз пожалел, что не выбрал другого турагента.

1/2
Переписка О. с моей женой. Чтобы поездка не сорвалась, мы готовы заменить отель и даже город. Женщина обещает решить проблему
Переписка О. с моей женой. Чтобы поездка не сорвалась, мы готовы заменить отель и даже город. Женщина обещает решить проблему

Как вела себя турагент

О. вернула каждому около 30% от стоимости тура — нам перевела 65 000 ₽. Остальное обещала вернуть чуть позже и даже заплатить неустойку, но просто тянула время. Мы с друзьями решили больше не верить ей на слово и самостоятельно разобраться в ситуации. Оказалось, что самолет по нашему рейсу вылетел в срок и благополучно приземлился в аэропорту Антальи 30 мая. Никаких задержек не было. С отелем тоже все в порядке. Наши номера никто не бронировал.

После официального запроса в «Библио-Глобусе» заявили, что О. из агентства «Винтаж» не бронировала тур в Турцию на четыре семьи и вообще у нее нет договора на сотрудничество с их компанией.

Выяснилось, что О. обманула в Санкт-Петербурге больше 80 человек. У всех типичная история: оплатили путевку и никуда не улетели. Пострадавшие даже создали отдельную группу во «Вконтакте», чтобы составить коллективный иск. История оказалась настолько резонансной, что об этом написал ряд городских СМИ.

Это группа пострадавших. О. обманула больше 80 человек в Санкт-Петербурге
Это группа пострадавших. О. обманула больше 80 человек в Санкт-Петербурге
В интернете десятки отзывов, в которых О. называют мошенницей
В интернете десятки отзывов, в которых О. называют мошенницей

Досудебная претензия и исковое заявление

Из группы мы узнали, что турагента подозревают в мошенничестве. Следователь Петроградского района на тот момент уже собирал показания пострадавших.

Наши друзья позвонили сестре О., чтобы подробнее узнать о ситуации. Сестра сказала, что у О. проблемы. По слухам, она вложила деньги клиентов в финансовую пирамиду и прогорела. Теперь не звонит родным и не отвечает на телефон.

Писать заявление в полицию мы не стали. Если турагента действительно обманули мошенники, ей нужна поддержка, а не уголовное преследование. Вместо этого в июне 2024 года составили досудебную претензию и попросили вернуть плату за тур. О. ответила, что денег нет и в ближайшее время она не сможет погасить долг. Пришлось обратиться в суд и заплатить за помощь юристу 20 000 ₽.

Это фрагмент досудебной претензии, где мы просим вернуть деньги за тур и трансфер
Это фрагмент досудебной претензии, где мы просим вернуть деньги за тур и трансфер
1/2
О. просила дать ей время и обещала подписать расписку, в которой она обязуется вернуть деньги позднее. Но никто уже в это не верил
О. просила дать ей время и обещала подписать расписку, в которой она обязуется вернуть деньги позднее. Но никто уже в это не верил

Возврат

Первое судебное заседание по нашему делу должно было состояться через несколько месяцев после подачи иска — в декабре. В тот момент были сбои в работе программного обеспечения судов, поэтому заседания переносились. Стало ясно, что быстро вернуть деньги не получится. Повезет, если это вообще удастся сделать. Пока мы ждали суда, позвонил незнакомый мужчина, представился сотрудником Т⁠-⁠Банка и частично рассказал мою историю — об оплате тура, несостоявшемся отдыхе и судебном процессе.

Мужчина предложил сформировать обращение и помочь вернуть деньги в рамках чарджбэка  . Никаких логинов и паролей у меня не спрашивали. Но разговор все равно показался подозрительным, поэтому я положил трубку. Позже я узнал, что звонил реальный сотрудник.

Через 20 минут мне позвонила супруга. Рассказала, что ей тоже звонили из Т⁠-⁠Банка и предложили составить заявление на возврат денег.

Из интернета я узнал, что чарджбэк существует и с его помощью можно оспорить некоторые операции по карте. Тогда я позвонил на горячую линию Т⁠-⁠Банка и обратился за помощью.

Аватар автора

Алексей Дианов

руководитель управления претензий и возвратов Т⁠-⁠Банка

Страница автора

Как оформить чарджбэк

На чарджбэк можно рассчитывать, когда клиенту банка продали бракованный товар, оказали некачественную услугу или списали деньги со счета без его согласия. Например, сорвался рейс, отменили бронь отеля или турагент исчез с деньгами за отдых в Турции.

Вернуть деньги получится, только если операция соответствует правилам платежных систем:

  1. Вы рассчитались банковской картой с компанией или ИП. Если просто перевели деньги продавцу за телефон на «Авито», вернуть их будет сложно — только если есть договор купли-продажи.
  2. Вы не знали о платеже, допустили ошибку при расчете с продавцом, или возник технический сбой. Например, у вас списали деньги за отмененную подписку, вы случайно заплатили больше положенного или банкомат выдал не все наличные.
  3. Вы совершили платеж добровольно, но хотите его отменить. Например, турагент забронировал не тот отель, продавец с маркетплейса прислал бракованный товар или авиакомпания не предупредила об отмене рейса. При этом деньги возвращать отказываются.

Чтобы запустить чарджбэк, нужно обратиться за помощью в банк. В Т⁠-⁠Банке для этого достаточно написать в чат поддержки или нажать кнопку «Оспорить» в карточке операции.

Услуга бесплатная. Оспорить можно любую покупку, оплаченную кредитной или дебетовой картой. Кредитная организация обязана ответить на претензию в течение 30 дней.

Чтобы разобраться в ситуации, сотрудник поддержки попросил прислать в чат приложения все материалы по делу: копию договора с О., информационный лист по трансферу, досудебную претензию, скрины переписки с турагентом и чеки.

Я постарался сделать так, чтобы сотрудникам банка было проще во всем разобраться. Документы подготовил в форматах .doc и .pdf. Скриншоты переписки отправил в чат поддержки по хронологии и кратко их прокомментировал. После этого банк зарегистрировал обращение и начал расследование.

Моя переписка с сотрудниками Т⁠-⁠Банка по чарджбэку
Моя переписка с сотрудниками Т⁠-⁠Банка по чарджбэку

Итоги

Через десять дней после обращения мне одобрили возврат. Еще два дня спустя вернули на карту всю оставшуюся стоимость путевки и даже трансфера. Это было 9 ноября 2024 года. Судебные заседания еще не начались, а мне уже удалось вернуть все деньги.

Друзья написали в свой банк, чтобы тоже оформить чарджбэк. В итоге всем вернули деньги, но это заняло несколько месяцев.

Я не стал отзывать судебный иск, но изменил требование — теперь прошу О. компенсировать только юридические расходы и моральный ущерб, который равен половине стоимости договора. Понимаю, что, скорее всего, не получу денег, просто хочу довести дело до конца.

Это чек по одному из возвратов. Деньги перечислили тремя частями — ровно так, как я оплачивал путевку
Это чек по одному из возвратов. Деньги перечислили тремя частями — ровно так, как я оплачивал путевку
Максим ВеселовА у вас были проблемы после покупки тура? Расскажите, как их решали:
  • А.Извините, но как именно вам чарджбэк вернул деньги? Мне сотрудники банка заявили, что так как операция совершенна из моего личного кабинета (я переводила на карту), то они не могут вернуть мне мои деньги, которые я так же отправила (как выяснилось) мошенникам. Хотя все данные я сообщила: заявление в полицию, скриншоты, фейковые документы и прочее. Подскажите, может еще что-то требуется? Сумма у меня была значительная. Конечно, там дело обстояло со съемом квартиры (как обычно). Тоже был договор. Как будто по всем признакам надежда была на помощь от банка, но в итоге ничего. Очень хотелось бы узнать у вас детали - досудебную претензию к получателю денег еще не составляла.3
  • NedobitЧарджбэк? Сказка какая то. Чтобы отменить платеж, у получателя должна быть эта сумма на счету, а если там ноль, откуда они возьмутся?12
  • Darth VaderРеклама Т-банка становится все менее и менее нативной)8
  • Павел ХрамкинА., тут весь нюанс в правилах. Перевод на карту формально не считается сделкой. Поэтому не попадает под правила чарджбэка. Вернуть деньги через чарджбэк можно только при оплате покупок картой или по QR-коду. В вашем случае нужно писать заявление в полицию. Банк тут не поможет, поскольку вы сами перевели деньги мошенникам. Это неприятно. Но других выходов нет3
  • МаксимПавел, > или по QR-коду Нет, это тоже перевод и не подлежит оспариванию.2
  • Павел ХрамкинМаксим, спасибо, что меня поправили0
  • Антон НадеевМолодцы Т-Банк :) маркетологи делают успехи.4
  • Антон НадеевNedobit, этот немного не так работает.3
  • А.Павел, понятно, в статье все же не указано, как именно автор оплатил тур. Я сделала вывод, что таким же переводом (по крайней мере, я так оплачивала свой тур, а там все было чисто - никто никого не кинул). Вот в этом моменте хотелось бы узнать детали, так уж, чисто по солидарности потерпевшей стороны в схожей ситуации.1
  • Boris KölnКопить 4 года и спустить всё за неделю в 5*, да еще 32К отдать за индивидуальный трансфер. Вы что, не в состоянии доехать на туристическом автобусе до отеля, обязательно нужно такси бизнес-класса? Если денег мало, лучше ими не швыряться, а тратить разумно. Тогда могли бы не впахивать 4 года, а отдыхать каждый год, хотя и без понтов.11
  • NedobitАнтон, а как правильно?1
  • Максим ВеселовBoris, причина была не только в деньгах. За 4 года, которые я не мог позволить себе отдых, была приобретена квартира в СПб, дача в Лен. обл. и автомобиль. К сожалению, пришлось пожертвовать отдыхом в этот период, так как было много дел по ремонту квартиры и благоустройству участка. Что касается трансфера, каждый сам выбирает для себя комфортные условия. Лично для меня было важно комфортно добраться до отеля после перелета с ребенком.5
  • Максим ВеселовNedobit, денежные средства по операции Чарджбек переводят не со счета получателя, а переводит банк. Потом, скорее всего, уже банк будет взыскивать д/с с получателя. В нашем случае, у получателя на счетах денежных средств не было, так как турагент занималась мошенническими действиями, но тем не менее деньги вернули, все до копейки.3
  • Максим ВеселовDarth, это реально моя история, ситуация в которую мы попали с друзьями. Даже если данная статья воспринимается как реклама, желаю, чтобы такой рекламы было гораздо больше, чтобы люди понимали, что есть возможность решить финансовую проблему не только через суд (7 кругов Ада), но и вот так просто как получилось у нас.1
  • Максим ВеселовМаксим, это не так, я тур оплачивал именно по QR-коду. Все 4 платежа проходили через QR-код и мне вернули денежные средства по операции Чарджбек.0
  • Максим ВеселовА., тур оплачивал по QR-коду, которые мне присылал турагент в WhatsApp. Оплата проходила несколькими частями, всего 4 платежа и все по QR-коду. Денежные средства так же возвращались несколькими частями, кратно моим платежам.0
  • Максим ВеселовАнтон, тот случай, когда маркетологи на стороне клиента. Такой маркетинг нам нужен, во всяком случае мне точно.1
  • Darth VaderМаксим, я верю в то, что это ваша история. В то, что сотрудники Т-Банка услышали вашу историю(хз как), их глаза наполнились слезами сочувствия и они стали звонить вам и вашей жене, чтобы вернуть деньги - я не верю2
  • IvanМожет быть, когда это был ещё Тинькофф такое могло быть, сейчас клиентоориентированность банка просто на нуле! И это не смотря на то, что я подпиской премиум пользуюсь!0