Как я взыскала с авиакомпании 28 248 ₽ за задержку рейса

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции
В июне 2023 года мы летели в отпуск из Хабаровска в Калининград через Москву стыковочным рейсом «Аэрофлота».
Рейс в столицу задержали, что поставило под угрозу второй перелет. Уже подлетая к Москве, понимали, что не успеваем. Так и получилось: в аэропорту мы стояли и наблюдали, как взлетает наш самолет.
Мы паниковали и не знали, что делать дальше. Сотрудники авиакомпании нас сориентировали: встретили с табличкой, провели к нужному окну, оформили новые билеты на ближайший самолет. Вылет был на следующий день. Нас разместили в гостинице с питанием, организовали трансфер до нее и обратно. За все это мы не платили.
Нас не оставили в беде — молодцы! Но вообще так поступать с пассажирами авиакомпания обязана по закону. Позже оказалось, что причины задерживать рейс не было: погода была отличная, самолет исправен. За потраченные нервы я решила попробовать взыскать компенсацию.
По закону о защите прав потребителей вина перевозчика предполагается, если он не докажет, что ее нет. Например, он может ссылаться на форс-мажор или действия третьих лиц. В нашей ситуации авиакомпания никаких доказательств своей невиновности не предоставила — ни в ответе на претензию, ни позже в суде. Благодаря этому и удалось получить деньги.



Как я действовала
В общей сложности наш рейс задержали на 12 часов 56 минут. Сначала я написала досудебную претензию в «Аэрофлот» — просила выплатить неустойку за задержку. И они ее выплатили — 304 ₽ по правилам воздушного кодекса.
На тот момент ее считали как 25% от минимального размера оплаты труда, МРОТ, за каждый час опоздания, но не более 50% от стоимости билета. МРОТ для расчета штрафа был 100 ₽. Выходило, что опоздание стоило перевозчику 25 ₽ в час.
С августа 2023 года неустойку считают по-другому: 100 ₽ авиакомпания заплатит за каждый час задержки, но конечная сумма не может превышать 50% стоимости билета. По новым правилам «Аэрофлот» заплатил бы мне чуть меньше 1300 ₽ .
А вот заплатить неустойку по закону о защите прав потребителей «Аэрофлот» отказался. Тогда я обратилась в суд.
Если перевозчик нарушил сроки оказания услуги, он должен заплатить за каждый час просрочки неустойку — 3% от цены перевозки. Мой билет стоил 35 650 ₽, поэтому я запросила 13 832 ₽ — за 12 часов и 56 минут задержки рейса. Считала так: 3% от стоимости моего билета, 1069 ₽, умножила на 12 часов задержки и получила 12 834 ₽. Затем стоимость неустойки за час, 1069 ₽, разделила на 60 минут, умножила на 56 минут и получила еще 998 ₽.
Кроме этого, я могла попросить компенсацию морального вреда, если опоздание на рейс произошло по вине авиакомпании. Свои страдания я оценила в 10 000 ₽ — остановилась на такой сумме, так как ориентировалась на судебную практику. В подобных ситуациях суды редко присуждают большие суммы компенсации, поэтому я была готова, что ее еще уменьшат. Забегая вперед, скажу, что так и вышло.
Так как авиакомпания отказалась удовлетворить мои требования добровольно, я могла рассчитывать на 50% от их общей суммы — это штраф за то, что в досудебном порядке неустойку мне не выплатили. По моим расчетам, я бы получила 11 916 ₽: сложила размер неустойки, 13 832 ₽, и размер компенсации морального вреда, 10 000 ₽, и от этой суммы вычла 50%.
В итоге я заявила исковые требования на 35 748 ₽ — это неустойка за задержку рейса, компенсация морального вреда и штраф за то, что мои требования не выполнили, когда я подала претензию.



Суд
На процессе представителей авиакомпании не было — они отправляли письменные возражения. Предполагаю, это из-за того, что суд был в Хабаровске, а их ближайшее подразделение юристов находилось во Владивостоке, — я проверяла информацию через ЕГРЮЛ. Учитывая сумму иска, они бы больше денег потратили на билеты. Примерно такие же траты авиакомпания понесла бы, если бы наняла местного юриста.
В суде «Аэрофлот» пытался всю вину переложить на авиакомпанию «Россия» — между ними есть соглашение код-шеринга, и они делят рейсы между собой. Но судья по моему предложению этот аргумент отклонил: билеты я покупала у «Аэрофлота», значит, и ответственность за перевозку должен нести он.
Судья рассмотрел дело за два заседания: в первом объявил, что поступили возражения и ходатайство о привлечении авиакомпании «Россия», а во втором выслушал мою позицию и вынес решение. Апелляцию компания не подавала.
Результат
Суд удовлетворил мои требования, но снизил компенсацию морального вреда — до 5000 ₽, поэтому взыскать удалось 28 248 ₽.
Деньги я получила почти через год с момента задержки рейса. Длилось все, конечно, долго: опоздали на рейс в июне, в июле я написала досудебную претензию, а иск в суд подала только в октябре. Можно было и раньше, но у меня не доходили руки. Затем в декабре состоялось судебное заседание, и наконец в январе 2024 года судебный акт вступил в законную силу.
В марте мне выдали исполнительный лист, и тогда же я написала заявление о возбуждении исполнительного производства. Исполнительный лист и заявление отправила приставам по месту нахождения должника — во Владивосток, но они перенаправили в Москву, из-за этого потеряла еще немного времени. В итоге исполнительное производство возбудили 2 мая, а 1 июля, почти через два месяца, я получила всю сумму. Получается, чуть больше чем через год после поездки в Калининград.
Ход исполнительного производства я отслеживала через госуслуги и знала заранее, когда приставы взыскали сумму с «Аэрофлота» и когда примерно мне ее ожидать. Лайфхак: если знаете, в каком банке у должника есть счета, исполнительный лист можно предъявить напрямую в кредитную организацию, минуя приставов. Это будет и быстрее, и проще.
Если обращаетесь к адвокату, можете еще взыскать оплату услуг представителя.
