Как я взыскала с авиакомпании 28 248 ₽ за задержку рейса

Опыт читательницы
36
Как я взыскала с авиакомпании 28 248 ₽ за задержку рейса

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Аватар автора

Юная путешественница

взыскала деньги

Страница автора

В июне 2023 года мы летели в отпуск из Хабаровска в Калининград через Москву стыковочным рейсом «Аэрофлота».

Рейс в столицу задержали, что поставило под угрозу второй перелет. Уже подлетая к Москве, понимали, что не успеваем. Так и получилось: в аэропорту мы стояли и наблюдали, как взлетает наш самолет.

Мы паниковали и не знали, что делать дальше. Сотрудники авиакомпании нас сориентировали: встретили с табличкой, провели к нужному окну, оформили новые билеты на ближайший самолет. Вылет был на следующий день. Нас разместили в гостинице с питанием, организовали трансфер до нее и обратно. За все это мы не платили.

Нас не оставили в беде — молодцы! Но вообще так поступать с пассажирами авиакомпания обязана по закону. Позже оказалось, что причины задерживать рейс не было: погода была отличная, самолет исправен. За потраченные нервы я решила попробовать взыскать компенсацию.

По закону о защите прав потребителей вина перевозчика предполагается, если он не докажет, что ее нет. Например, он может ссылаться на форс-мажор или действия третьих лиц. В нашей ситуации авиакомпания никаких доказательств своей невиновности не предоставила — ни в ответе на претензию, ни позже в суде. Благодаря этому и удалось получить деньги.

Как я действовала

В общей сложности наш рейс задержали на 12 часов 56 минут. Сначала я написала досудебную претензию в «Аэрофлот» — просила выплатить неустойку за задержку. И они ее выплатили — 304 ₽ по правилам воздушного кодекса.

На тот момент ее считали как 25% от минимального размера оплаты труда, МРОТ, за каждый час опоздания, но не более 50% от стоимости билета. МРОТ для расчета штрафа был 100 ₽. Выходило, что опоздание стоило перевозчику 25 ₽ в час.

С августа 2023 года неустойку считают по-другому: 100 ₽ авиакомпания заплатит за каждый час задержки, но конечная сумма не может превышать 50% стоимости билета. По новым правилам «Аэрофлот» заплатил бы мне чуть меньше 1300 ₽  .

А вот заплатить неустойку по закону о защите прав потребителей  «Аэрофлот» отказался. Тогда я обратилась в суд.

Если перевозчик нарушил сроки оказания услуги, он должен заплатить за каждый час просрочки неустойку — 3% от цены перевозки. Мой билет стоил 35 650 ₽, поэтому я запросила 13 832 ₽ — за 12 часов и 56 минут задержки рейса. Считала так: 3% от стоимости моего билета, 1069 ₽, умножила на 12 часов задержки и получила 12 834 ₽. Затем стоимость неустойки за час, 1069 ₽, разделила на 60 минут, умножила на 56 минут и получила еще 998 ₽.

Кроме этого, я могла попросить компенсацию морального вреда, если опоздание на рейс произошло по вине авиакомпании. Свои страдания я оценила в 10 000 ₽ — остановилась на такой сумме, так как ориентировалась на судебную практику. В подобных ситуациях суды редко присуждают большие суммы компенсации, поэтому я была готова, что ее еще уменьшат. Забегая вперед, скажу, что так и вышло.

Так как авиакомпания отказалась удовлетворить мои требования добровольно, я могла рассчитывать на 50% от их общей суммы — это штраф за то, что в досудебном порядке неустойку мне не выплатили. По моим расчетам, я бы получила 11 916 ₽: сложила размер неустойки, 13 832 ₽, и размер компенсации морального вреда, 10 000 ₽, и от этой суммы вычла 50%.

В итоге я заявила исковые требования на 35 748 ₽ — это неустойка за задержку рейса, компенсация морального вреда и штраф за то, что мои требования не выполнили, когда я подала претензию.

Суд

На процессе представителей авиакомпании не было — они отправляли письменные возражения. Предполагаю, это из-за того, что суд был в Хабаровске, а их ближайшее подразделение юристов находилось во Владивостоке, — я проверяла информацию через ЕГРЮЛ. Учитывая сумму иска, они бы больше денег потратили на билеты. Примерно такие же траты авиакомпания понесла бы, если бы наняла местного юриста.

В суде «Аэрофлот» пытался всю вину переложить на авиакомпанию «Россия» — между ними есть соглашение код-шеринга, и они делят рейсы между собой. Но судья по моему предложению этот аргумент отклонил: билеты я покупала у «Аэрофлота», значит, и ответственность за перевозку должен нести он.

Судья рассмотрел дело за два заседания: в первом объявил, что поступили возражения и ходатайство о привлечении авиакомпании «Россия», а во втором выслушал мою позицию и вынес решение. Апелляцию компания не подавала.

Результат

Суд удовлетворил мои требования, но снизил компенсацию морального вреда — до 5000 ₽, поэтому взыскать удалось 28 248 ₽.

Деньги я получила почти через год с момента задержки рейса. Длилось все, конечно, долго: опоздали на рейс в июне, в июле я написала досудебную претензию, а иск в суд подала только в октябре. Можно было и раньше, но у меня не доходили руки. Затем в декабре состоялось судебное заседание, и наконец в январе 2024 года судебный акт вступил в законную силу.

В марте мне выдали исполнительный лист, и тогда же я написала заявление о возбуждении исполнительного производства. Исполнительный лист и заявление отправила приставам по месту нахождения должника — во Владивосток, но они перенаправили в Москву, из-за этого потеряла еще немного времени. В итоге исполнительное производство возбудили 2 мая, а 1 июля, почти через два месяца, я получила всю сумму. Получается, чуть больше чем через год после поездки в Калининград.

Ход исполнительного производства я отслеживала через госуслуги и знала заранее, когда приставы взыскали сумму с «Аэрофлота» и когда примерно мне ее ожидать. Лайфхак: если знаете, в каком банке у должника есть счета, исполнительный лист можно предъявить напрямую в кредитную организацию, минуя приставов. Это будет и быстрее, и проще.

Если обращаетесь к адвокату, можете еще взыскать оплату услуг представителя.

Несмотря на то что суд удовлетворил не все мои требования, результатом я довольна
Несмотря на то что суд удовлетворил не все мои требования, результатом я довольна
РедакцияОпаздывали на самолет или другой транспорт? Расскажите, как нашли выход:
  • Майкбоже, вас встретили, накормили, спать уложили, на новый самолет усадили, а вам все мало??1
  • emanresudrawkcaBМайк, так говорите, будто это что-то плохое. Всё это (накормить и т.д.) любая авиакомпания обязана сделать по российскому законодательству. А кроме того, обязана уплатить штрафные санкции по воздушному кодексу и закону о защите прав потребителей.29
  • Polina Katalinaа сколько вы часов суммарно на этот процесс потратили?3
  • Юная путешественницаPolina, часа два составление иска, возражение полчаса, два процесса по 15 минут. Выходит, не более 4 ч на всё))8
  • Юная путешественницаЧикиПукиЛаЛаЛа, поэтому вы уже в бане8
  • Юная путешественницаКоза-дереза, можете не подавать в суд, если это вас оскорбляет (ну и чтобы говнецом не пахло. кстати, у меня не пахнет, наверное всё же это от вас), я в своей статье не призываю никого ни к чему, а делюсь опытом. да, попали куда хотели, но сильно позже. знаете, это повлияло на настроение. нет, с юр образованием долго сидеть догадываться не пришлось.10
  • Polina KatalinaЮная, у вас процессы в соседней комнате проходили? Что 15 минут заняло. А первичное посещение суда? Однобоко представляете.8
  • Сергей ИзосимовЛовко вы статью, в которой имеется в виду выполнения работ типа ремонта, строительства, применили к перевозкам. Но если получилось, то получилось. У меня такая же ситуация произошла на прошлых выходных при возвращении из Санкт-Петербурга в Хабаровск. Только гостиницу мне не предоставили, т.к. в такую ситуацию попали все транзитные рейсы в тот день и места быстро закончились. Если бы предоставили я бы даже не стал с них ничего трясти дополнительно.0
  • Юная путешественницаСергей, это статья о защите прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг). Вы считаете, что авиакомпании не оказывают услуги?)7
  • Нина КирюткинаЗдравствуйте, мне нужна помощь. Задержка рейса 10 часов 15 минут подросток 16 лет Питер- Владивосток0
  • SergeyМайк, при чем тут Боже? Они ехали в отпуск, у них украли сутки отпуска.21
  • Tatiana12345Как с вами связаться? Искала инфо в интернете и нашла вашу статью но не понимаю где тут в ЛС написать) у меня похожая ситуация, вот только степень треша, который произошёл … также задержали без причин рейс с пересадкой в Мск. Вот только след. рейс был подальше) и он нас не подождал. И следующий рейс через 2 суток. Потеря 3 дней из 7 !! очень недешевого и дальнего тура.. Прибытие в мск было ночью - никто не встречал, по поводу отеля пришли в представительство Аэрофлота в Шереметьево сами - извините мест нет, подойдите к 9 утра. Ну и тд)1
  • Сёмка ДруковЭх, вот бы мне тоже что то взыскать, когда задерживают доставку моих посылок!!!1
  • Эльвира АлибековаВы супер! Беру ваш опыт на заметку9
  • Полиция Т—Жuser5830421, не нужно грубить. Правила: https://t-j.ru/comments-rules/3
  • КристинаКоза-дереза, Самоуважение для вас несуществующиее понятие? Просто и легко перетаптываетесь? Автор внесла свой посильный вклад в повышение культуры обслуживания, дала безвозмездно полезную информацию (за что ей большое спасибо). А с вашими ценностями путь только в несчастное болото.5
  • Покупатель дождяEkaterina, выдать то, что обязаны, при этом забрав день отпуска - по-человечески?3
  • Покупатель дождяАнна, это к юристу.1
  • Большой ВопросА можете статью написать про туры,купил тур ,потом решил поехать в другое место/другие даты,что там положено при аннулировании тура? Турагентв говорят,что в этом случае вернут 50% от стоимости,думаю это не так0
  • Юная путешественницаЭльвира, спасибо!0
  • AxtagА в чем всё же была причина опоздания? Если погода лётная и самолёт в порядке? Я как-то (году в 12) летел САСом из Шереметьево, и рейс задержали из-за высаживания в хлам пьяного товарища, вернее из-за поиска его чемодана. Мы в результате опоздали на пересадку в Копенгагене. Дали гостиницу, обед, ужин, завтрак, проездной на городской транспорт, разрешили купить что-то необходимое «в разумных пределах» (мне не нужно было ничего, но по отзывам тех, кто воспользовался, - до 500 евро). Всё это автоматом, никого ни о чем специально не просили - просто подошли к стойке транзита. Да, они ещё потом потеряли чемодан, и несколько дней гонялись за мной, чтоб отдать. Почти как тот пёс с фоторужье из мультика)))0
  • Юная путешественницаNikolay, если вы внимательно читали, то могли заметить, что каких-то конкретных действий прям целый год я не совершала. Активные действия от меня потребовались максимум пять дней, а все остальное время я, как и прежде, просто жила свою жизнь, и в какой-то момент поступило зачисление. Поэтому в чем сложность?0
  • AdangoEkaterina, как я поняла из статьи, задержка рейса оказалась беспричинной. Авиакомпания даже в суде не смогла объяснить, почему она случилась. То есть тут вопрос не в том, что авикомпания не помогла пассажирам при форс-мажоре, а в том,что форс-мажора не было, и пассажиры потеряли сутки отпуска. Время и нервы - это дорого. Автор действовала по закону и смогла получить компенсацию. Пойти в суд - это не донос написать, а отстоять свои права.1
  • AdangoТак, вы крутыха! Теперь я знаю, что так можно и даже получается. Сохранила в закладки. Не слушайте людей, для которых решение конфликтов в суде = западло и мусорнуться :D Какие-то странные представления об органах исполнительной власти, мы с такими не водимся.2
  • Юная путешественницаAdango, благодарю вас!0
  • Софья МальцеваВообще Аэрофлот довольно неплохо относительно других следует законодательству и оплачивает свои косяки, хоть и минимизируя для себя все. У меня была ситуация, когда надо было провезти предмет очень хрупкий, не пригодный к перевозке в багажном отделении. 50*70 см, толщина - 5. Подумала, что это все равно меньше по длине, чем сноуборд или лыжи и прочий инвентарь. Люльки и коляски тоже по габаритам поболее будут. Конечно, чтобы убедиться в том, что можно, позвонила в службу поддержки Аэрофлота. Называла все без утайки: и что передать хочу, и размеры точные. Уточняла, можно ли перевезти? Если да, то на каких условиях: доплата там, уведомить заранее, ещё что. Ответили, что да, можно, по стоимости сориентирую в аэропорту. Предстоял перелет в 2 сегмента. На первом я заподозрила неладное, потому что сотрудники стойки регистрации офигели знатно. Но не сказали, что нет, нельзя, пропустили. А ко второму сегменту меня не допустили на борт. По причине не габаритной ручной клади. Так как я не захотела оставлять эту кладь, на рейс я сесть не могла. В итоге пришлось покупать билеты на поезд, брать такси . Составила желобу/претензию. Если честно, не рассчитывала на компенсацию стоимости билета, потому что у меня же записи этого разговора нет, он у Аэрофлота. А им достаточно отписаться, мол, нарушений не обнаружено. Думала, в лучшем случае хоть миль бонусных накинут. Но нет. Долго они мурыжили эту запись, но деньги за билет вернули. По идее в суде можно было обязать оплатить их оплатить все понесенные расходы в связи с этой ошибкой (такси до вокзала как минимум), но тут уже я не стала упорствовать, была удивлена, что реально нормальное решение приняли, не стали отрицать косяки их сотрудника1
  • Софья МальцеваAxtag, задержки могли быть связаны с задержкой борта (тот, что должен был лететь - задержался где-то ещё, резервный не был готов, например). Но видя даты и зная, что творилось в конце июня-июле того года... Скорее всего, они просто не смогли найти бортпроводников на рейс в минимально достаточном количестве.0
  • Юная путешественницаСофья, поездка была в июне 2023, а не 2024.0