
Канны-2025: почему выиграл триллер Джафара Панахи и какие еще фильмы с фестиваля стоит посмотреть

24 мая закончился 78-й Каннский кинофестиваль. «Золотую пальмовую ветвь» получил иранский фильм «Простая случайность».
Фестиваль продолжался 10 дней — с 13 по 24 мая. В основном конкурсе представили 22 картины, в том числе «Эддингтон» Ари Астера и «Финикийскую схему» Уэса Андерсона. Жюри возглавляла французская актриса Жюльет Бинош.
Мы побывали в Каннах, посмотрели почти все фильмы из основного конкурса и участников параллельных программ. Рассказываем, кто победил, чем этот фестиваль запомнился и какие фильмы с него стоит посмотреть.
Список победителей основного конкурса
«Золотая пальмовая ветвь» — «Простая случайность».
Гран-при жюри — «Сентиментальная ценность».
Приз жюри — «Сират» и «Звук падения».
Специальный приз жюри — «Воскрешение».
Приз за лучшую режиссуру — Клебер Мендонса Фильо, «Секретный агент».
Приз за лучшую женскую роль — Надя Меллити, «Младшая сестра».
Приз за лучшую мужскую роль — Вагнер Моура, «Секретный агент».
Приз за лучший сценарий — Жан-Пьер Дарденн и Люк Дарденн, «Молодые матери».
«Золотая камера» за лучший дебют — «Президентский торт».
Приз ФИПРЕССИ — «Секретный агент».
Чем отметился 78-й Каннский кинофестиваль
Впервые в истории Каннского кинофестиваля церемонию открытия доверили дебютантке — французской постановщице Амели Боннен с мюзиклом «Уехать однажды». Это романтическая драма о востребованном шеф-поваре Сесиль, которая возвращается в родную деревню, чтобы навестить родителей, и случайно сталкивается со своей первой любовью.
Почетную «Золотую пальмовую ветвь» получил Роберт Де Ниро. Награду вручил Леонардо ДиКаприо, который со сцены трогательно рассказал, какое влияние актер оказал на его карьеру. Церемония открытия запомнилась и трибьютом Дэвиду Линчу: в честь культового режиссера, чей фильм «Дикие сердцем» получил «Золотую пальмовую ветвь» в 1990 году, прозвучала песня в исполнении Милен Фармер.
Еще одной особенностью фестиваля стало использование сразу двух официальных постеров — впервые за всю его историю. На обоих — кадры из фильма Клода Лелуша «Мужчина и женщина» с Анук Эме и Жаном-Луи Трентиньяном.
Также ввели обновленный дресс-код, ужесточив требования к внешнему виду гостей красной дорожки. Согласно новым правилам, запрещены прозрачные наряды, демонстрирующие наготу, а также объемные платья с длинными шлейфами, которые могут затруднять передвижение и рассадку гостей в зале.

Впервые в своей карьере режиссер Сергей Лозница возглавил рейтинг международной критики с фильмом «Два прокурора», в котором снялся Александр Кузнецов. Но этого оказалось недостаточно, чтобы мрачная картина о репрессиях получила признание основного жюри. Подобные случаи в Каннах происходят регулярно: каждый год один из самых сильных участников уезжает домой с пустыми руками.
Сразу трое актеров и актрис представили в секции «Особый взгляд» свои режиссерские дебюты. Скарлетт Йоханссон привезла «Великую Элеанору» — драмеди о пожилой женщине, которая после смерти подруги начинает выдавать себя за выжившую в холокосте, чтобы справиться с одиночеством.
Кристен Стюарт показала «Хронологию воды» — адаптацию мемуаров Лидии Юкнавич о ее спортивной карьере и насилии со стороны отца.
Харрис Дикинсон дебютировал с социальной драмой «Сорванец» — историей зависимого человека, пытающегося вернуться к нормальной жизни. Главная роль досталась актеру Фрэнку Диллэйну, который играл молодого Волан-де-Морта в фильме «Гарри Поттер и Принц-полукровка». Актер получил за свой перфоманс в «Сорванце» приз за лучшую мужскую роль в секции «Особый взгляд».
В последний день кинофестиваля в Каннах и окрестных коммунах произошло масштабное отключение электроэнергии. Ответственность на себя взяли две анонимные анархистские группы, заявившие, что их целью было обесточить ключевые объекты региона — от научных центров до военных и технологических инфраструктур. В некоторых кинотеатрах показы пришлось отменить, но в залах Дворца фестивалей все продолжалось по расписанию: здание подключено к собственному генератору.
Почему победила именно «Простая случайность»
Главный приз — «Золотую пальмовую ветвь» — в 2025 году получил иранский режиссер-диссидент Джафар Панахи. Его картина исследует темы репрессий, мести, насилия и морального выбора.
По сюжету группа бывших заключенных встречает мужчину, которого подозревают в том, что он был их тюремным надзирателем и участвовал в пытках. Герои похищают его, возят по городу и пытаются понять, что с ним делать. В фильме поднимаются вопросы справедливости и личной ответственности. Одни персонажи готовы на самосуд, другие сомневаются: если ты убиваешь виновного в ужасных поступках — не становишься ли ты частью системы, против которой борешься?

На родине, в Иране, Панахи годами подвергался цензуре и дважды попадал в тюрьму по политическим причинам. В 2010 году его приговорили к шести годам лишения свободы за поддержку протестов и «пропаганду против системы». Его освободили, но запретили снимать кино и покидать страну. Второй раз он оказался за решеткой в 2022 году и провел в заключении семь месяцев. Впервые за 15 лет Панахи смог сам приехать на фестиваль и получить заветную награду.
Это один из самых личных фильмов Панахи. Режиссер, прежде часто снимавший самого себя в полудокументальных хрониках, на этот раз в кадре не появляется, но история вдохновлена его опытом заключения и внутреннего изгнания. Фильм был снят тайно, как и многие его предыдущие работы.
Победу Панахи многие кинокритики сочли ожидаемой — и не только из-за художественных достоинств фильма. Жюри в этом году возглавляла Жюльет Бинош, актриса с четкой политической позицией, которая выступает в защиту режиссеров, сталкивающихся с цензурой. С иранским контекстом она знакома хорошо: ранее подписывала открытые письма в поддержку Панахи и другого преследуемого режиссера, Мохаммада Расулофа, и постоянно осуждает действия иранских властей.

На церемонии Бинош заявила, что фильм «рождается из чувства сопротивления и выживания, что абсолютно необходимо сегодня». Для многих эта награда стала «пальмовой ветвью за выслугу лет» — жестом солидарности и запоздалой справедливости.
Победа в Каннах — очередная веха для Панахи: теперь он удостоен главных призов сразу на четырех крупнейших фестивалях мира. Он выигрывал Берлинале с фильмом «Такси», Венецию с «Кругом», Локарно с «Зеркалом» — а теперь Канны с «Простой случайностью». Это всего лишь второй случай в истории, когда иранская картина получает «Золотую пальмовую ветвь», — после «Вкуса вишни» Аббаса Киаростами в 1997 году.
Как победа Панахи отразится на прокатной судьбе его фильма
Победа Панахи может повлиять на международный прокат и статус «Простой случайности». Награда «Золотая пальмовая ветвь» традиционно усиливает интерес к картине, привлекая внимание дистрибьюторов и обеспечивая ей более широкое распространение.
Например, американская компания Neon, известная по успешным релизам предыдущих победителей , приобрела права на дистрибуцию фильма в Северной Америке. Во Франции фильм выйдет в прокат 10 сентября 2025 года при поддержке Memento Distribution. Кроме того, стриминговый сервис MUBI обеспечит показ картины в Великобритании, Ирландии, Германии, Австрии, Турции, Индии и странах Латинской Америки.

История показывает, что победа в Каннах способна заметно повлиять на коммерческий путь фильма. Например, «Паразиты» после получения «Золотой пальмовой ветви» собрали более 262 млн долларов по всему миру. Хотя «Простая случайность» — политически заряженная драма, сам статус победителя Канн по-прежнему остается весомым маркером и мотивацией пойти в кино. Тем более это один из самых зрительских фильмов в карьере Панахи: напряженный триллер с элементами роуд-муви и открытым финалом.
О внушительной кассе говорить вряд ли придется, но такие картины часто продолжают фестивальную карьеру, претендуя на ключевые награды сезона — от Critics’ Choice Awards до «Оскара».
Мнение Т—Ж: какие еще фильмы, удостоенные призов на Каннском фестивале, точно стоит посмотреть
«Сират». Фильм испанского режиссера Оливера Лаше о мужчине, который вместе с сыном отправляется в Марокко на поиски пропавшей после рейва дочери. Путь через пустыню становится метафорой духовного поиска и преодоления внутренней пустоты.
Название картины отсылает к исламской эсхатологии. Сират — это перекинутый над адом мост, по которому должны пройти души после смерти. У фильма мощный техно-саундтрек. А две собаки, сыгравшие в картине, были отмечены специальным призом Palm Dog.
«Секретный агент». Бразильский политический триллер Клебера Мендонсы Фильо. Сюжет переносит зрителя в 1970-е годы, во времена военной диктатуры в Бразилии. Бывший профессор Марсело оказывается вовлечен в политическое сопротивление, и теперь его хотят убить. В Каннах фильм получил сразу три награды.

«Звук падения». Вторая полнометражная работа немки Маши Шилински — многослойная и эпичная драма, охватывающая четыре поколения женщин, живущих на одной ферме в Германии. Через призму их судеб Шилински исследует темы травмы, памяти и женской идентичности. У многих критиков картина вызвала ассоциации с «Белой лентой» Михаэля Ханеке — благодаря своей готической атмосфере, скрытому насилию и напряженному ритму повествования.
«Воскрешение». Визуально изобретательный фильм режиссера Би Ганя. Человечество теряет способность видеть сны, и только один человек — фантазер — по-прежнему способен мечтать. Он перемещается сквозь разные эпохи, а фильм, разделенный на шесть эпизодов, превращается в своеобразное путешествие по истории кинематографа — от немого кино до эстетики Вонга Карвая. Критики сравнивают «Воскрешение» с «Зеркалом» Андрея Тарковского и фильмами Дэвида Линча.
«Сентиментальная ценность». Драмеди норвежца Йоакима Триера с участием Стеллана Скарсгарда, Эль Фаннинг и Ренате Реинсве. В центре — непростые отношения между отцом-режиссером и его дочерью-актрисой.
Фильм получил 19-минутную овацию на премьере — одну из самых продолжительных в истории Канн: дольше аплодировали только «Лабиринту Фавна» и «Фаренгейту 9/11». По словам Триера, ключевая идея картины — путь к примирению. Там, где герои не могут напрямую проговорить свои обиды, на помощь приходит язык искусства.

Мы рассказываем разные истории о популярной культуре и тех, кто ее создает. Подписывайтесь на наш телеграм: @t_technocult