Сколько пассажиров перевозит московский транспорт

И какие станции метро самые загруженные
9
Аватар автора

Никита Ильин

ездит на МЦД-1

Страница автора
Аватар автора

Артем Иволгин

сидит дома

Страница автора
Аватар автора

Алена Манузина

следит за изменениями

Страница автора

Сейчас в Москве работает метро, ходят трамваи и автобусы, а с недавних пор пассажиров перевозят и по воде.

Всего в Москве 15  линий метрополитена, четыре линии центральных диаметров, 1063 маршрута автобусов, 41 маршрут трамвая и три — речного транспорта.

Мы посмотрели на статистику столичного транспорта и узнали, сколько людей предпочитает передвигаться на метро и наземном транспорте.

Каким транспортом пользуются москвичи и гости столицы

В 2024 году пассажиропоток транспорта Москвы составил около 13,5 млн поездок в сутки. Для сравнения: население Москвы составляет 13,2 млн человек, а с учетом прилегающих территорий — около 22 млн.

В рабочие дни среднесуточное количество поездок увеличивается до 17,3 млн. Тогда на выходные, по нашим расчетам, приходится около 4,5 млн поездок в сутки. Другими словами, в выходные в среднестатистическом московском вагоне в четыре раза больше места, чем в будни.

Половина всех поездок — 49,7% — приходится на метро. Им пользуются 6,6 млн раз в сутки, из них 340 тысяч (около 5%) приходятся на МЦК.

На наземном транспорте, то есть автобусах, трамваях и электробусах, ездят реже: 3,6 млн раз в сутки. До 2020 года в столице ходили троллейбусы, но их постепенно заменили автобусами и электробусами: сейчас по территории Москвы проходят только маршруты № 202 и 203 химкинского троллейбуса и один «музейный» маршрут Т, от метро «Комсомольская» до Елоховской площади. Московскими центральными диаметрами, которые связывают пригороды через центр столицы, в прошлом году пользовались около 1,1 млн раз в сутки.

Каршеринг и такси власти Москвы тоже считают городским транспортом. Машины в аренду берут 200 тысяч раз в день, такси вызывают около 1,7 млн раз, еще 330 тысяч поездок в сутки добавляют средства индивидуальной мобильности (СИМ) — прокатные велосипеды и самокаты.

Получается, что на 100 москвичей каждый день приходится примерно 50 поездок на метро, 27 — на наземном транспорте, 13 поездок на такси, 8 — на диаметрах, 2,5 — на самокатах и велосипедах и полторы — на каршеринге.

Среднестатистический москвич ездит на метро раз в два дня, на наземном транспорте — раз в четыре дня, на такси — раз в 8 дней, на прокатных самокатах или велосипедах — раз в 40 дней, на каршеринге — раз в 67 дней.

Каким транспортом пользуются в Москве. Источники: единый транспортный портал, портал открытых данных правительства Москвы

По статистике Минтранспорта, московская подземка — это около 70% всех поездок на метро в России. А вот с автобусами другая история: только 10% поездок на этом виде транспорта происходит в столице. Чуть больше приходится на трамваи: 19% от общего числа по стране.

В принципе, это логично: метро есть лишь в семи городах России, трамваи — в 57, а автобусы вообще распространены повсеместно.

Что изменилось в последние годы

В 2020 году, во время пандемии COVID-19, пассажиропоток в Москве сильно упал: в апреле и мае 2020 — в пять-шесть раз по сравнению с обычными уровнями. Вернуть прежний пассажиропоток в Москве удалось только в 2024 году: в последний год до пандемии в столице общественным транспортом воспользовались 4,8 млрд раз, в 2024 — 5 млрд раз.

Медленное восстановление может быть связано с тем, что люди стали меньше ездить по городу, а когда передвигаются, чаще предпочитают личный автомобиль: в 2019 году на личном транспорте проходило 30% всех поездок, в 2020 — 40%, в 2024 — 31%.

Если посмотреть на разные виды транспорта, то больше, чем в 2019 году, в 2024 ездили только на каршеринге, в такси и на составах МЦД. Число поездок на такси выросло с 1 млн до 1,7 млн поездок в сутки, на каршеринге — со 183 тысяч до 205. Кратно вырос пассажиропоток на МЦД — с 20 млн поездок за 2019 год до 419 млн в 2024. Диаметры только появились в конце 2019 года, так что рост связан с разрастанием самой системы диаметров. При этом число пассажиров МЦК практически не растет.

Еще за прошедшие пять лет троллейбусы были окончательно заменены автобусами и электробусами, причем последние уже обогнали трамваи и стали вторым по значимости видом наземного транспорта после автобусов.

Как менялось число поездок на метро. Источники: единый транспортный портал, портал открытых данных правительства Москвы
Как менялось число поездок на автобусах. Источники: единый транспортный портал, портал открытых данных правительства Москвы
Как менялось число поездок на такси. Источники: единый транспортный портал, портал открытых данных правительства Москвы
Как менялось число поездок на МЦД. Источники: единый транспортный портал, портал открытых данных правительства Москвы
Как менялось число поездок на электробусах. Источники: единый транспортный портал, портал открытых данных правительства Москвы
Как менялось число поездок на трамваях. Источники: единый транспортный портал, портал открытых данных правительства Москвы
Как менялось число поездок на МЦК. Источники: единый транспортный портал, портал открытых данных правительства Москвы
Как менялось число поездок на каршеринге. Источники: единый транспортный портал, портал открытых данных правительства Москвы
Как менялось число поездок на троллейбусах. Источники: единый транспортный портал, портал открытых данных правительства Москвы
Как менялось число поездок в московском транспорте. Источники: единый транспортный портал, портал открытых данных правительства Москвы

Какие станции московского метро самые загруженные

Самая загруженная станция метро — «Комсомольская» Кольцевой линии, с которой можно попасть сразу на три московских вокзала, а также перейти на одноименную станцию Сокольнической линии и платформу «Площадь трех вокзалов» второго и четвертого диаметров. На «Комсомольской» ежедневно входит и выходит больше 160 тысяч человек за день, или 140 человек в минуту.

Из десяти самых загруженных станций метро две находятся на Кольцевой линии: «Комсомольская» и «Курская», причем «Курская» попала в топ благодаря ремонту вестибюля — на три месяца закрыли вход, относящийся к синей ветке, и все люди заходили в метро через вход Кольцевой.

Много пассажиров проходит через «ВДНХ» и «Китай-город» — обе на Калужско-Рижской линии. Правда, «Китай-город» попал в топ из-за того, что все входы формально относятся к станции на оранжевой ветке, а не делятся между оранжевой и фиолетовой.

Кроме того, много пассажиров собирают станции на окраинах города: «Щелковская», «Новогиреево», «Выхино», «Теплый Стан» и так далее. Эти станции расположены в крупных спальных районах и по совместительству служат транспортными узлами: от них отправляются автобусы и электрички в целый ряд подмосковных городов.

В целом больше всего пассажиров входит и выходит на концах Калининской, Калужско-Рижской, Серпуховско-Тимирязевской, Замоскворецкой и особенно Таганско-Краснопресненской линии.

Источник: metrostat.ru
Источник: metrostat.ru

Если посмотреть на загрузку транспортных узлов — то есть учитывать «Комсомольскую» Кольцевой линии вместе с «Комсомольской» Сокольнической линии и во всех подобных случаях считать пассажиропоток всего пересадочного узла, самыми загруженными становятся станции около вокзалов — трех на Комсомольской площади, а также Курского, Павелецкого, Белорусского и Киевского, а также узел «Охотный Ряд» — «Театральная» — «Площадь Революции»: почти 170 тысяч входов и выходов ежедневно.

Самые загруженные станции метро в 2024 году. Источник: портал открытых данных правительства Москвы
Самые загруженные транспортные узлы. Источники: портал открытых данных правительства Москвы, расчеты Т⁠—⁠Ж

Как будет развиваться транспортная сеть Москвы

Главные задачи, которые ставят перед собой московские власти, — увеличение числа маршрутов, сокращение времени проезда и снижение цен. Также в планах сделать транспорт экологичным и доступным для маломобильных граждан. В планах на ближайшие месяцы — развитие метро, расширение трамвайной сети, внедрение беспилотных составов и обновление поездов на диаметрах.

Метро. До конца 2025 обещают открыть участок Троицкой линии — станции «Вавиловская», «Академическая», «Крымская», «ЗИЛ», в 2026—2027 годах — два участка Рублево-Архангельской линии с шестью станциями: «Звенигородская», «Народное Ополчение», «Бульвар Карбышева», «Серебряный Бор», «Строгино» и «Липовая Роща».

В июне 2025 года окончательно закрылась единственная ветка монорельса. Решение власти обосновали низким пассажиропотоком и убыточностью линии. Активнее всего использовалась ближайшая к центральному входу на ВДНХ станция «Выставочный центр» — около 1,6 тысячи входов и выходов в сутки, реже всего пользовались «Улицей Академика Королева» — порядка 300 человек в сутки. В 2027 году на месте монорельса обещают открыть парк.

Электрички. Сейчас действуют четыре диаметра, изначально планировалось, что пятый — из Пушкина в Домодедово — запустят следом за ними, но дату его предполагаемого открытия несколько раз переносили, и сейчас проект находится в подвешенном состоянии. В планах до 2030 года определенности тоже нет. Мэрия обещает рассмотреть варианты и принять решение: включать в систему московского транспорта Ярославское и Павелецкое направление или нет.

Речной транспорт. Сейчас в Москве действуют три транспортных маршрута, шесть прогулочных и один маршрут-переправа. До 2030 года планируется запустить еще четыре регулярных маршрута, построить новые причалы, увеличить количество судов на транспортных маршрутах и обновить суда прогулочного флота.

В итоге маршруты должны покрыть всю длину Москвы-реки в пределах МКАД: от автовокзала «Южные ворота» до Сбер-Сити. Для производства электросудов в Нагатинском затоне построили специальную судоверфь, ее должны были открыть в конце 2024 года, но пока этого не произошло.

Автобусы. Продолжается реформа автобусных маршрутов в рамках системы «Магистраль» — изменение путей и номеров, переименование остановок. Предполагается, что в будущем будут действовать маршруты разных категорий — магистральные, районные и социальные — с разной протяженностью пути и частотой следования. Вводить новые маршруты продолжат по секторам, начав с ЦАО и ЮАО. Также планируют увеличить протяженность выделенных полос для общественного транспорта и нарастить парк электробусов — с 1,5 тысячи в 2023 году до 5,3 тысячи в 2030.

Трамваи. Сейчас идет строительство линии по проспекту Академика Сахарова и улице Маши Порываевой от Комсомольской площади до «Чистых прудов», завершить его планируют до конца 2025 года. Еще один текущий проект — восстановление трамвайной линии на Трифоновской улице до Рижской площади.

В целом до 2030 года обещают построить 10,3 км новых трамвайных линий в разных районах и обновить существующие пути и остановки. В результате рассчитывают, что пассажиропоток трамваев к 2030 году вырастет вдвое по сравнению с 2023. К этому же времени большую часть трамваев хотят сделать беспилотными, первые такие должны начать перевозить пассажиров уже осенью.

СИМ и каршеринг. Власти планируют увеличить количество арендных велосипедов и самокатов — с 70 тысяч в 2023 году до 105 тысяч в 2030, а число поездок в сутки — с 350 до 750 тысяч. Аналогично должно вырасти и количество курьеров на СИМ — со 120 до 200 тысяч, и число перевозимых ими заказов — с 500 до 1500 тысяч в сутки. Параллельно предполагается усилить регулирование: ввести тестирование на знание ПДД, контролировать нарушения правил с помощью камер, ограничивать скорость.

Парк арендных машин тоже планируется нарастить, но не так сильно — с 33 тысяч в 2023 году до 40 тысяч в 2030, из них 30—50% должны будут составлять электромобили.

Изучаем Москву сквозь призму данных:

Жизнь россиян в цифрах: что едят, сколько работают, куда ездят и на что тратят деньги. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное: @t_stata

Никита ИльинКак в вашем городе обстоят дела с общественным транспортом?
  • Root BeerМЦД из Зеленограда в Раменское откроют сегодня, а не осенью (как написано в статье). Первые поезда по "расписанию диаметра" отправятся с конечных станций Крюково и Ипподром в 13:02. Проезд картой "Тройка" с бесплатной пересадкой на метро можно оплачивать уже со вчерашнего дня)4
  • Алёна СлавинаФигово дела. Автобусы регулярно предпочитают не выходить по расписанию. Из-за этого даже с конечной едут уже переполненные и везде опаздываешь (город Владимир)3
  • Артем ИволгинRoot, исправили! Не успеваем материалы с такой скоростью выпускать, с какой эти диаметры открываются 🙄3
  • ПавелТрамваи не развиваются последние 10 лет, хотя это основной вид наземного транспорта. Жаль что Собянин будет сидеть 16 лет, с ним развития трамвая и велоинфраструктуры не будет1
  • Иван ШевляковВернуть бы трамвай на ленинградку, и соединить две сети в одну. Ну и на садовое кольцо3
  • JCОпечаточка: Мцд 5 из Пушкино, а не из Пушкина0
  • Бельчиха Пушистая* Сейчас идет строительство линии по проспекту Академика Сахарова и улице Маши Порываевой от Комсомольской площади до «Чистых прудов», завершить его планируют до конца 2025 года. Еще один текущий проект — восстановление трамвайной линии на Трифоновской улице до Рижской площади.* Да, но только этот трамвай будет без контактной сети и на всех этих маршрутах будут Львята(71-911), которые в 2,5 раза меньше по вместимости чем Витязи(71-931М) ибо последние не смогут проехать без подзарядки. А на маршрутах которые они будут использоваться(13, 39) как раз именно трёхсекционники нужнее. На 5ке тоже вероятно будут нужнее всё таки последние, это надо посмотреть сколько людей на неё пересядет с отменяемого с510(он же бывший "0" и "810"). *В 2027 году на месте монорельса обещают открыть парк.* Который никто в реальности не просил, а с ВДНХ до Тимирязевской это был единственный разумный вариант доезда. Вот если бы продлили 11 и 17 трамваи на строгинскую сеть, был бы совершенно другой разговор. *Мэрия обещает рассмотреть варианты и принять решение: включать в систему московского транспорта Ярославское и Павелецкое направление или нет.* Городское билетное меню можно ввести уже сейчас, без постройки дорогостоящей инфраструктуры. Ну будут радиусы вместо диаметров, честно, разница не такая огромная.0
  • Vault DwellerА давно Киевская стала обычной станцией?0
  • Alla EmilyОпять старые новости? А дисклеймер где? А по теме: ничего не сказано про пересадочный узел Нижегородская, куда приезжает почти вся Некрасовская линия и горьковское направление электричек (от Петушков до Железнодорожной, привет МЦД4). С учетом загрузки станции Некрасовка, где "вход", собственно, а где же "выход" 😆0
Сообщество