
«Ущелье»: необычный романтический хоррор от режиссера «Синистера»
14 февраля на Apple TV+ вышел фильм с Аней Тейлор-Джой и Майлзом Теллером.
По сюжету главные герои охраняют выход из ущелья, где, возможно, находится портал в ад. Персонажи не должны контактировать друг с другом, но они нарушают правила, что приводит к новым сложностям.
Рассказываем, кому понравится эта необычная хоррор-мелодрама.
Что за «Ущелье» (The Gorge)
Дата премьеры: 14 февраля 2025 года
Страны производства: Великобритания, США
Режиссер: Скотт Дерриксон
Сценарист: Зак Дин
В ролях: Майлз Теллер, Аня Тейлор-Джой, Сигурни Уивер, Сопе Дирису, Уильям Хьюстон, Кобна Холдбрук-Смит, Джеймс Марлоу, Рута Гедминтас, Оливер Тревена
Жанры: мелодрама, фантастика, боевик
Фильмы, похожие на «Ущелье»: «Война будущего», «Под водой», «Чужие», «Мгла»
Продолжительность: 2 часа 7 минут
Где смотреть: Apple TV+
🤯 «Ущелье» несколько раз меняет жанр
Ливай — потомственный военный и один из лучших снайперов в мире. Драса — убийца из Литвы, которая работает на секретные службы. Их нанимают для странного задания: год нужно жить в сторожевых башнях, следить за огромным количеством орудий и мин, которые защищают выход из ущелья в неназванной местности. Предшественники думают, что оно ведет прямо в ад.
Ливай и Драса находятся по разные стороны ущелья, каждый в своей башне, и им запрещено контактировать. Но постепенно между героями начинается общение: сначала при помощи табличек с надписями. А потом Ливай решает нарушить правила и отправляется в гости к напарнице. Но в момент его возвращения происходит взрыв, и военный падает в ущелье. Подруга тут же отправляется за ним.

Скотт Дерриксон — режиссер яркого и масштабного кинокомикса «Доктор Стрэндж». Но чаще он снимает атмосферные хорроры: среди них — «Синистер», «Шесть демонов Эмили Роуз» и «Черный телефон». По трейлерам и завязке сюжета казалось, что «Ущелье» станет очередным жанровым аттракционом: есть два персонажа, между которыми в буквальном смысле пропасть. Этим одиноким людям предстоит бороться с чем-то жутким. Причем на кону, возможно, судьба мира.
Из-за необычного концепта поначалу фильму можно простить некоторые жанровые условности. Например, очень странную завязку: работодатели героев не учли, что два молодых человека, находясь год в одиночестве, наверняка попытаются связаться с друг с другом. Особенно если они разного пола и симпатичные. Можно простить даже «клюквенную» историю Драсы: в первой же сцене она по заказу Москвы убивает олигарха, а ее отец при встрече играет на гармошке.
После экспозиции фильм на час превращается в неспешную мелодраму об отношениях Ливая и Драсы. А вот после середины «Ущелье» становится аттракционом. Сначала герои оказываются в жутком фэнтезийном мире и борются с чудовищами. Потом натыкаются на зловещий и очень древний заговор, возвращаются на поверхность и воюют уже с людьми. И все это меньше чем за час. А последние 10 минут посвящены романтическому финалу.
Возможно, если бы «Ущелье» был мини-сериалом эпизодов на восемь, история получилась бы более захватывающей. Но в виде полнометражного фильма, где половину действия герои просто пишут надписи на табличках и разговаривают, такие жанровые скачки скорее утомляют. Зрители еще не привыкли, что военные сражаются с демонами, а им уже подкидывают вирусы, мутации и бомбы.

❤️ Это отличная романтическая история
«Ущелье» не просто так вышло на стриминге 14 февраля. Поначалу кажется, что Дерриксон иронизирует. По сюжету фильма именно в этот день в жизни Драсы должно произойти очень мрачное событие, а она оказывается запертой в одиночестве.
Но на самом деле «Ущелье» можно назвать самым необычным романтическим фильмом года. Ведь первая половина картины — отличная история любви, сыгранная талантливыми актерами.



Долгое время между героями развивается роман на расстоянии. Они общаются, переписываясь на табличках, и мило сближаются. Есть своеобразная красота в том, что два совершенно одиноких и травмированных человека находят друг друга, но не могут поговорить напрямую.
Это не мешает героям веселиться, играть в шахматы и стучать по импровизированным барабанам. Это словно отсылает к «Ходу королевы» и «Одержимости» — ролям, прославившим Аню Тейлор-Джой и Майлза Теллера. Выбор актеров — лучшее, что есть в «Ущелье», ведь эта пара хороша как в мелодраме, так и в экшене.
Сначала они просто улыбаются и заигрывают, причем инициатором выступает девушка. Аня Тейлор-Джой сверкает глазами, персонаж Теллера оказывается не просто солдафоном, а романтиком и поэтом. И даже единственную экшен-сцену в первой половине картины можно считать мелодраматичной: персонажи расстреливают из пулемета монстров на противоположной стене, защищая друг друга. Если это не любовь, то что тогда?
🔥 Экшен иногда удивляет, но он слишком хаотичный
Оба актера не новички и в боевиках. Теллер когда-то играл в «Дивергенте», а потом летал на настоящих самолетах в фильме «Топ Ган: Мэверик». А Тейлор-Джой в прошлом году исполнила главную роль в «Фуриосе». В экшене актеры чувствуют себя уверенно. Да, их герои слишком позируют, когда отстреливаются от врагов, а прическа Драсы не портится, даже когда ее тащат по земле привязанной к лошади-мутанту. Но все это вполне соответствует жанровым условностям.
Дерриксон, кажется, специально выкручивает абсурдность происходящего на максимум. Некоторые экшен-сцены у него получились очень захватывающими, особенно поставленная длинными кадрами драка Драсы с похитившим ее злодеем. Это брутальная рукопашная схватка, где в ход идут подручные предметы.
Экшен достигает комедийного апофеоза ближе к финалу. В сцене спасения герои едут по вертикальной стене на старом джипе, затягивая машину вверх лебедкой. За ними по тросу карабкаются чудовища, а напарники отбиваются от них саблей и топором.

Однако визуальный ряд второй половины фильма вызывает много вопросов. Во время создания картины у Дерриксона, кажется, была полная творческая свобода, но именно это может не понравиться многим зрителям. Пока чудовища из ущелья прячутся в тени — все в порядке. Но, когда герои попадают в мир, который буквально весь состоит из жутких мутировавших существ, происходящее то пугает, то смешит. Тут все зависит от ожиданий: если вы хотели увидеть серьезный хоррор-боевик — можно разочароваться, если же первая половина фильма настроила вас на что-то более легкое — продолжение повеселит.
Дерриксон обращается к эстетике экохоррора. Но единственное появление медведя в «Аннигиляции» пугает больше, чем все липкие, скользкие и кусачие существа в «Ущелье». Дизайн чудовищ заставляет вспомнить про злодеев из первых частей «Пиратов Карибского моря»: они не такие страшные, хоть и выглядят интересно. Ну а черепа с паучьими ножками и вовсе больше развлекают, чем ужасают.
«Ущелье» не выдает ничего нового в плане хоррора: монстры в тумане мелькали во «Мгле» Фрэнка Дарабонта, похожие мутировавшие существа — в игре, а теперь и сериале «Одни из нас». Фильм Дерриксона лишь компилирует знакомые идеи, но слишком спешит показать сразу все. Поэтому в какой-то момент возникает мысль: раз уж не получается полноценно раскрыть эту часть, возможно, лучше бы герои все два часа робко заигрывали друг с другом, а потом стреляли из пулеметов.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult