
«Подвела себя и родителей»: как я провалила три ЕГЭ из четырех
Меня зовут Маша, и я всегда мечтала стать врачом.
Наверное, хотела быть похожей на маму: она трудится в сфере медицины. С самого детства я слушала ее рассказы о работе и пациентах. По субботам она часто брала меня с собой — было интересно. Родители никогда не настаивали на том, чтобы я стала врачом, но для меня выбор профессии был очевиден.
Я живу в городе Колтуши Ленинградской области, но хотела учиться в Санкт-Петербурге. В старших классах нас водили на экскурсию в Военно-медицинскую академию имени С. М. Кирова. Мне там понравилось, и я решила поступать на лечебное дело — стать гражданским врачом. Готова была добиться поставленной цели во что бы то ни стало, поэтому с десятого класса начала готовиться к ЕГЭ.
О чем расскажу
Как я готовилась к экзаменам
Из обязательных предметов я сдавала русский язык и базовую математику. Из профильных предметов для поступления нужны были химия и биология — их я изучала с репетиторами.
Сначала занималась дважды в неделю: одно занятие по биологии и одно по химии. Стоимость — 800 и 1000 ₽ соответственно. С одиннадцатого класса количество часов увеличилось вдвое. Кажется, за весь период подготовки родители заплатили больше 200 000 ₽. Дополнительно выполняла большие домашки и занималась самостоятельно.
Химия интересовала больше всего и шла легче. В этот предмет я вкладывала максимум усилий, решала по несколько вариантов в месяц. В десятом классе делала упор на органическую химию, в одиннадцатом подтягивала неорганическую. Конечно, у меня были свои слабые места, но пробные варианты я писала на 70+ баллов и чувствовала себя уверенно.
Биология была сложнее. Материала больше, а интереса к некоторым темам не было совсем — особенно к растениям. Лучше всего шли анатомия и генетика — этими темами я жила. Но некоторые задания были скучными или вовсе вызывали отторжение, например о функциях клеточных органоидов. Развернутые ответы тоже давались тяжело: я будто не всегда понимала, чего от меня хотят.
Русский язык шел средне, хотя оценки были хорошими. Почему-то желания заниматься этим предметом особо не было. Иногда я списывала какие-то работы, но скорее из-за лени. За экзамен сильно не переживала: была уверена, что сдам на 60—70 баллов. Немного волновалась разве что из-за темы сочинения.
Плотно начала заниматься только за пару месяцев до экзамена. Купила курсы в онлайн-школе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, они обошлись примерно в 7000 ₽. Информации было много, я старалась, но времени на подготовку оставалось уже мало.
Математика была отдушиной — к ней я почти не готовилась. Все давалось легко, уроков в школе хватало с лихвой.
В начале одиннадцатого класса подготовка шла довольно спокойно: я активно занималась и чувствовала, что все под контролем. Но в марте начался стресс: каждый день я ощущала тревогу из-за приближения экзаменов.
А вот за неделю до ЕГЭ мне резко стало все равно. Я стала позволять себе отдых: играла в компьютер с друзьями, гуляла, ночевала у подруг, общалась в онлайн-чатах по интересам — это спасало от выгорания. Еще меня очень поддерживала троюродная сестра: она тоже сдавала ЕГЭ.
Приободрить старалась и мама. Однажды мы даже обсудили, что будем делать, если мне не удастся набрать нужное количество баллов. Говорили о колледже и поступлении на следующий год, но как будто не всерьез. Мама была уверена, что я хорошо сдам экзамены.
Почему школьники сильно волнуются из-за ЕГЭ
Когда мы говорим о переживаниях подростка после экзаменов, — особенно если он не поступил в желаемый вуз, — важно понимать: основной источник тревоги вовсе не сам подросток, а взрослые, которые его окружают.
Родители, учителя, родственники часто навешивают на ребенка свои ожидания, беспокойство и сценарии жизни, которые могут не иметь к нему отношения. Классическая история: «Ты должен», «Мы надеялись», «Все зависит от ЕГЭ». И ребенок начинает чувствовать себя неудачником только потому, что не оправдал чужих ожиданий.
Первая важная мысль: чаще всего переживания ребенка — это отражение переживаний взрослого. Родителям нужно честно спросить себя: «Это мои амбиции или реальные желания моего ребенка?» И если ответом станет первый вариант, стоит вспомнить, что ребенок — отдельная личность.
Второе: современный одиннадцатиклассник — это почти взрослый человек. Большинству по 17—18 лет. Часто родители все еще воспринимают их как детей, которым нужно все разжевать, направить и проконтролировать. Такое отношение мешает подростку почувствовать самостоятельность и ответственность за свою жизнь.
Третье, о чем стоит сказать: ЕГЭ — всего лишь механизм поступления в вуз. Не билет в жизнь, не счастье, не будущий успех, а один из способов поступить. Сам же вуз — только один из путей.
В российском обществе вуз до сих пор часто воспринимается как единственный социально приемлемый путь, но это ошибка. Выбор профессии — тем более в таком юном возрасте — может быть случайным, и это нормально. Более того, в условиях современных технологий можно построить успешную жизнь и без диплома — с помощью дистанционных курсов, самообразования, практики.
И наконец, баллы за ЕГЭ — не приговор. Это не показатель «умный — глупый» или «молодец — неудачник». Это просто система сравнений. Если подросток набрал 55—60 баллов, это тоже приемлемый результат, если он позволяет поступить на выбранное направление. 100 баллов — не цель. Это некий потолок, который, конечно, достижим, но не обязателен для всех.
Как прошел экзамен по химии
За день до экзамена по химии я снова начала сильно нервничать. Во время него испытала весь спектр чувств. Сначала спокойствие: я быстро решила первые задания. Но дальше стало сложно. Вопросы казались совершенно незнакомыми, и это выбило меня из колеи. Я не могла вспомнить даже то, что совсем недавно знала на отлично.
Никаких шпаргалок я не брала, так как была уверена в себе. Сидела до самого конца экзамена, но в итоге все сделала наугад. Ощущение, что это был реальный, а не пробный ЕГЭ, пришло только под конец, когда я обратила внимание на камеры и обстановку чужой школы.
Моя стратегия — поначалу пропускать сложные задания и переходить к простым — не сработала: они все оказались сложными.
Результат — 56 баллов. Это слабая четверка, но сейчас результаты ЕГЭ официально не переводят в привычную систему «двойка — пятерка». Для зачисления в вуз важно лишь итоговое количество баллов. Я набрала мало — это стало сильным ударом, так как сразу снизило мои шансы на поступление.
Как прошел экзамен по биологии
Я отдалилась от всех близких, кроме сестры: только она вытаскивала меня из состояния отчаяния. Родители были разочарованы. Постоянно спрашивали, почему я так плохо написала, что со мной случилось. А я не знала, что ответить. Мы ссорились. Мне было больно и казалось, что никто меня не понимает, все винят.
Экзамен по биологии тоже прошел ужасно: свою роль сыграло сильное волнение и то, что я узнала результаты первого экзамена прямо накануне второго. Я постоянно думала, что все будет так же, как на химии. За несколько минут до начала экзамена по биологии плакала в туалете школы: понимала, что уже не смогу поступить туда, куда хотела.
Мой результат по биологии — 43 балла, что соответствовало тройке. Полный провал. Я очень боялась говорить маме, потому что представляла ее реакцию. Она всегда говорила, что переживает за мое будущее, но не понимала, как сильно этим на меня давит. Родители не видят успеха без высшего образования, и я отчасти с ними согласна.
Еще я не могла смириться, что зря готовилась целых два года. Плакала несколько дней, винила себя и не могла успокоиться.
Как прошли экзамены по русскому языку и математике
После экзамена по русскому я тоже сильно расстроилась: набрала 52 балла. Это соответствует четверке, но не утешает: я рассчитывала, что точно будет больше 60.
52 балла — тот же результат, что был у меня зимой на официальном пробнике. Но зимой я вообще не была готова — даже не знала, как правильно писать сочинение. После курсов открыла для себя много полезного и старалась это применить, но ничего не помогло. Я сильно волновалась, и, думаю, это помешало.
Единственным безболезненным экзаменом стала математика: ее я без усилий сдала на пятерку.
Как поддержать подростка, который не сдал ЕГЭ
💚 Примите результат. Не задавайте вопросы: «Почему ты так плохо сдал?», «Почему не получилось?» Сейчас ребенку не нужен анализ ошибок — ему нужно понимание и принятие.
💁 Отделите свои чувства от чувств ребенка. Если вы разочарованы, это ваша эмоция. Не перекладывайте ее на ребенка: он уже чувствует себя плохо.
👏 Говорите, что гордитесь. Даже если результат не устроил, усилия подростка — даже эмоциональные — были огромными. Признайте это.
😶 Не навязывайте быстрых решений. Иногда лучший выход — сделать паузу. Пойти работать, подумать о будущем, попробовать еще раз через год. Не все дороги начинаются с поступления во что бы то ни стало.
☝ Подскажите другие варианты. Расскажите про альтернативы: колледжи, работу, переводы в другие вузы, поступление в частные вузы, год перерыва с обучением на курсах. Важно донести до подростка, что все эти пути реальны и достойны.
🙅♀️ Не сравнивайте с другими. Сравнение с «девочкой, которая сдала все на 90 баллов» только разрушает самооценку и отдаляет от ребенка. Вместо этого сравнивайте, кем подросток был год назад и как он вырос.
🤝 Поддержите идею выбора. Обсудите несколько направлений, где ребенок может реализоваться. Пусть он сам решит, какое из них его вдохновляет. Даже если это не те, что кажутся вам наиболее перспективными.
💸 Не бойтесь платного образования. Это не провал, если у вас есть возможность платить. Это просто другой путь. Главное — желание учиться и развиваться. Многие переводятся на бюджет позже или находят работу по душе.
🌱 Поймите: «ЕГЭ — не конец жизни». Один из важнейших уроков — умение справляться с жизненными трудностями. И если вы покажете ребенку, что после провала вы рядом и принимаете его, он научится верить в себя.
Куда я в итоге поступила и как себя чувствую после экзаменов
Мне не хватило всего 9 баллов, чтобы набрать минимум для поступления в Военно-медицинскую академию. Виню себя за любой отдых: компьютерные игры, прогулки. Думаю, если бы занималась все свободное время, смогла бы написать лучше.
В результате я решила пойти в Медико-социальный институт — тоже в Санкт-Петербурге. Там нет бюджетных мест, но шансы поступить хорошие. Буду сильно стараться, чтобы потом перевестись на бюджет в другой вуз.
До сих пор чувствую, что подвела себя и родителей. Они вложили в репетиторов много денег, и это оказалось напрасным. Теперь придется платить еще и за вуз. Предлагали пересдать, но я не захотела: учителя и сестра напугали, что в прошлом году на пересдаче были более сложные варианты.
Я долго не могла успокоиться, плакала в самые неподходящие моменты — например, когда сдавала учебники в школьную библиотеку и расписывалась за результаты экзаменов. При встрече с классной руководительницей разрыдалась, когда она спросила, почему я такая грустная. Просто не выдержала.
Весь одиннадцатый класс учителя говорили только о важности усердной подготовки и высоких баллах. Хотя куда лучшей мотивацией была бы их вера в нас на протяжении учебного года, а не только в период экзаменов. Поэтому добрые слова и участливость постфактум оказались излишни — все это было мне уже не нужно.
До сих пор думаю о том, как сильно в тот момент мне не хватало поддержки именно родителей. Очень бы хотела, чтобы они просто приняли мои результаты — без обвинений, давления и вопроса «почему?». Чтобы просто были рядом и дали почувствовать, что я для них молодец, несмотря ни на что.
😔 Куда обратиться за поддержкой, когда тяжело
Подросткам иногда нужно выговориться, а лучше — пообщаться с профессиональным психологом. Это можно сделать анонимно — по телефонам горячих линий, в специальных онлайн-чатах или письмом. Вот некоторые из них:
- общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей;
- «Твоятерритория.онлайн» — круглосуточная психологическая помощь подросткам и молодым людям до 23 лет в формате онлайн-чата или письма через форму обратной связи на сайте;
- «Помощьрядом.рф». Подростки до 18 лет могут написать в онлайн-чат или отправить письмо, ответ на которое придет на электронную почту в течение 7 дней.
Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety