
Чем молодежь занимается в свободное время
Спорт — самый популярный вариант досуга у молодежи.
По данным ВЦИОМа, более трети россиян в возрасте 18—24 лет в свободное время занимаются спортом. Еще 23% опрошенных, когда есть возможность, слушают музыку. На третьем месте по популярности — интернет и компьютерные игры и рисование: 18% и 12% соответственно. Респонденты могли выбирать сразу несколько вариантов ответа.
Мы изучили статистику и выяснили, чем молодые люди занимаются в свободное время и что об этом думают социологи.
Что вы узнаете
Как досуг молодежи видит Росстат
Если верить опросам Росстата, около 88% молодежи в возрасте от 15 до 23 лет в свободное время общаются с друзьями — этот вариант лидирует как среди горожан и селян, так и среди нынешних студентов и недавно выпустившихся из вузов бакалавров, специалистов и магистров. На втором месте — время за компьютером и с мобильными устройствами: в среднем этот вариант выбрали 80% опрошенных.
Самый непопулярный вид досуга и в городе, и на селе — посещение библиотек: этот вариант выбрали 3% молодых россиян.
Девушки обычно проводят свободное время за домашними делами — 38,4% опрошенных. Парни предпочитают занятия спортом — 29,4%.
Чем старше человек, тем чаще он выбирает в качестве досуга чтение книг и подработку. Например, 15% старшекурсников стараются в свободное время заработать. Для сравнения: среди молодежи в возрасте 19—21 года работают 7,6%. Отметим, что в исследовании Росстата респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.




Как описывают досуг молодежи социологи
Социологические опросы выглядят более реалистично: здесь респондентам обычно предлагают выбрать несколько вариантов из предложенных. Например, по опросу «Левада-центра»* видно, что российская молодежь в целом предпочитает неактивные виды досуга. Самые популярные варианты провести свободное время кроме встреч с друзьями и семьей — прослушивание музыки и просмотр кино.
Результаты опроса ВЦИОМа, о котором мы говорили в самом начале, в целом похожи: 23% опрошенных сказали, что на досуге слушают музыку, 18% — сидят в интернете, 12% — занимаются рисованием.

Реже всего респонденты «Левада-центра»* упоминали в качестве вариантов досуга медитацию, религиозную деятельность и волонтерство: 60—80% опрошенных отметили, что никогда не занимаются этими видами деятельности в свободное время.
А вот опрошенные ВЦИОМом реже всего отмечали, что проводят свободное время работая на даче, за просмотром спортивных передач и готовкой. Также меньшинство сказали, что путешествуют за границу: скорее всего, для молодежи это слишком дорого.
Примечательно, что вообще ничего не делает в свободное время сравнительно небольшая группа опрошенных: только 9% сказали, что часто бездельничают.
Интересно также, что в соцопросах упоминаются различные виды досуга, которые не учел Росстат. Например, 39% опрошенных социологами молодых людей говорили, что в свободное время смотрят кино в интернете, 21% — следят за жизнью блогеров, 20% — играют в компьютерные игры, 17% — смотрят картинки в социальных сетях.

Что о досуге молодежи знают ученые
Социологи делят досуг людей на три типа:
- Простой (или, как его еще называют, простой домашний). Самый доступный, так как он не предполагает особого физического напряжения. Например, просмотр телевизора, домашние дела и ничегонеделание.
- Традиционный (развивающий). Предполагает, что человек прикладывает дополнительные усилия, например выходит из дома и идет к кому-то в гости, покупает книгу и концентрируется на чтении или же ищет подходящий ему контент в интернете.
- Активный (социально активный). К этому виду относят посещение выставок, театров, дискотек и занятия спортом. Также социологи причисляют к активному досугу посещение кафе, баров и ресторанов.
В 2019 году Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС проводил исследование того, какой вид досуга предпочтительнее для россиян 18—35 лет. Исследователи пришли к выводу, что с возрастом число приверженцев традиционного отдыха растет, а активного — убывает.
При этом социологи отмечают, что и те и другие часто проводят время в интернете: те, кто предпочитает посидеть дома, потребляют в основном развлекательный контент, а те, кто проводит досуг активно, используют сеть как для отдыха, так и для саморазвития.
Также ученые считают, что выбор простого типа досуга в основном связан с социальным положением молодых людей. Особенно это касается тех, кто живет в селах: там отсутствует среда для насыщенного отдыха — у молодых людей не формируется представление о том, как можно активно проводить свободное время.
Иная ситуация в городе. Здесь при выборе вариантов, как провести свободное время, молодежь ориентируется на родителей, которые также жили в городе, часто имеют высшее образование. Соответственно, их досуг более разнообразен.
