Дети
6K

Пишут, что в России могут сократить инклюзивное образование: так ли​ это и что думают эксперты

349
Пишут, что в России могут сократить инклюзивное образование: так ли​ это и что думают эксперты
Аватар автора

Вера Даниленко

за инклюзию

Страница автора

Реакция Минпросвещения

2 июля ситуацию прокомментировали в Минпросвещения РФ. Там пообещали, что родители по-прежнему смогут выбирать формат обучения для детей с особенностями развития.

Родители детей с особенностями развития и профильные НКО создали петицию против сокращения инклюзивного образования. Опасения у них вызвал доклад директора Института коррекционной педагогики Татьяны Соловьевой.

Свой подход Соловьева изложила на круглом столе на тему «Комплексная оценка положения дел в сфере образования детей с ОВЗ, с инвалидностью», который прошел в университете «Сириус» в рамках Международной научно-практической конференции «Инклюзия XXI века: достижения и траектории развития российского образования». В отличие от предыдущих конференций в «Сириусе» на ту же тему, мероприятие провели в закрытом режиме, без привлечения НКО и представителей родительских сообществ.

Позже организаторы круглого стола опубликовали запись докладов на сайте конференции и в социальных сетях Института коррекционной педагогики, но затем удалили видео из социальных сетей и закрыли возможность оставлять комментарии. Разбираемся, почему так произошло и что думают о докладе Института коррекционной педагогики родители и эксперты профильных НКО.

О чем говорила директор Института коррекционной педагогики

На круглом столе Институт коррекционной педагогики — ведущий научно-исследовательский центр России в области изучения и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — представил доклад о результатах анализа системы образования для таких учеников, проведенного по поручению президента России. В своем выступлении директор ИКП Татьяна Соловьева:

  • отметила, что в законе об образовании нет слов о том, что инклюзивное образование значит совместное: «Почему мы вдруг решили, что инклюзия — это обязательно совместность, когда нигде однозначно в законе об образовании так не написано?»;
  • назвала имеющуюся в школах инклюзию излишней: «Запутались субъекты. В их сознании каждая школа и детский сад обязаны быть инклюзивными. Если мы говорим о законе об образовании — я не нашла там такой фразы»;
  • сделала акцент на том, что, обучаясь совместно, ученики с ОВЗ и ребята без проблем со здоровьем не могут добиться одинаково хороших результатов: «Наша страна должна сделать скачок вперед. И мы опираемся на ребят на сильных, мы ими занимаемся. Назовите мне исследование, которое подтверждает сопоставимую результативность при обучении детей с сохранным и нарушенным интеллектом? Я не обнаружила».

Как устроено инклюзивное образование в России сейчас

Инклюзивное образование — совместное обучение детей с особенностями развития и без них. Право ребенка с особенностями развития учиться в общеобразовательной школе гарантирует закон «Об образовании»  : родители могут выбрать, будет ребенок учиться в обычной школе или в специализированном образовательном учреждении, если для этого есть показания.

Если ребенку требуются особые условия образования — например, помощь тьютора или дефектолога, специальное оборудование, — школа создаст их на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии, ПМПК. На это государство выделяет отдельное финансирование.

Тем не менее в реальности с инклюзивным образованием в России часто возникают проблемы: школы не спешат нанимать специалистов, необходимых для ребенка по заключению ПМПК, необоснованно отказываются принимать детей с ОВЗ в школу, назначают на роль тьюторов специалистов без достаточной квалификации. Все это не позволяет полноценно реализовать инклюзию в школах и вынуждает родителей детей с особенностями развития выбирать другие формы обучения.

Аватар автора

Степан Краснощеков

психиатр

Страница автора

Что такое инклюзивное образование

Инклюзия — это среда, в которой дети с особыми потребностями находятся вместе с нормотипичными детьми без ограничений по здоровью. Это не значит, что мы берем ребенка с аутизмом  , с нарушением интеллекта и просто приводим его в обычный класс на 35—40 человек. Вот тебе инклюзия — учись!

Детям с ограниченными возможностями здоровья нужны тьюторы, дополнительная помощь и поддержка, адаптированная среда. Хорошо, когда это организовано, например, в формате ресурсного класса. Такие открывают в обычных школах — как правило, для детей с расстройством аутистического спектра. Какие-то предметы они осваивают отдельно — допустим, русский, математику, окружающий мир. А на занятия вроде труда, физкультуры и музыки ходят вместе со всеми — и работают там с поддержкой тьютора.

Для ребенка с особенностями развития такой класс ресурсный, потому что он оснащен нужным техническим оборудованием, педагоги умеют находить подход к таким детям, а осваивать учебную программу им помогают индивидуальные специалисты сопровождения. То есть все сделано для того, чтобы ребята с ОВЗ могли учиться и параллельно взаимодействовать с другими детьми.

Места, где такие ресурсные классы нормально организованы, отлично работают. Но их мало: это в основном про Москву, Питер. Редко про другие регионы: зачастую там нет ни бюджета, ни педагогов.

Поэтому вывод очевидный: нужна ли инклюзия? Да. Работает ли у нас инклюзия так, как должна? Пока нет. Но это повод не убирать ее, а развивать: обучать педагогов и выделять дополнительный бюджет.

Почему доклад директора ИКП встревожил родителей и экспертов

Доклад Татьяны Соловьевой встревожил как семьи детей с ОВЗ, так и экспертное сообщество — в частности, фонд поддержки людей с аутизмом «Антон тут рядом» и крупнейшее в России объединение некоммерческих организаций, созданных родителями детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), «Аутизм-Регионы».

Особо остро они отреагировали на два предложения:

  1. Передать ответственность за выбор формы образования и образовательной организации региональным властям. То есть, по сути, отнять у родителей право решать, где будет учиться ребенок — в общеобразовательной школе или в коррекционной.
  2. Законодательно урегулировать деятельность НКО в части реализации адаптивных образовательных программ. Притом что во многих регионах России именно помощь НКО позволяет детям с ОВЗ учиться и развиваться в среде сверстников, получать качественное образование, отмечает ассоциация «Аутизм-Регионы».

Пока эти идеи лишь оглашены, никаких действий не предпринято. Но, как отметил в своем телеграм-канале психиатр Степан Краснощеков, Институт коррекционной педагогики — это организация, напрямую подчиняющаяся Министерству просвещения. Поэтому слова его директора — важный фактор, который может напрямую влиять на образование всех детей с ОВЗ в стране.

Почему идеи об отказе от инклюзии вызывают опасения, зачем надо развивать инклюзивное образование и как правильно это делать — об этом мы спросили экспертов.

Аватар автора

Мария Дегтева

ведущий методист благотворительного фонда «Антон тут рядом»

Почему идеи об отказе от инклюзии вызывают опасения

Высказанные Татьяной Соловьевой идеи тревожат из-за глубокой подмены понятий.

Тезис об «опоре на сильных» антигуманен и противоречит краеугольному правилу педагогики: каждый ребенок ценен и имеет право на развитие.

Постановка вопроса «Мешает ли инклюзия одаренным?» риторична. Наш опыт общения с семьями, в которых воспитывают детей с аутизмом, и образовательными учреждениями, работающими по инклюзивной модели, показывает: когда созданы необходимые условия, инклюзия приводит к значимым результатам для всех. Дети с ОВЗ достигают больших успехов, их одноклассники развивают навыки сотрудничества и эмпатии, а педагогический коллектив успешнее решает образовательные задачи и совершенствует профессиональные компетенции. Это подтверждают и международные исследования.

Страхи о «размывании ресурсов» решаются не сворачиванием инклюзии, а развитием дифференцированного подхода: это сильные инклюзивные школы, ресурсные центры для сложных случаев, вариативные формы обучения, ставки тьюторов и новые методики.

Отказ от инклюзивного вектора — это путь назад к стигме и изоляции, отвергнутый всей логикой развития отечественной педагогики — от Выготского и Макаренко до Амонашвили и Соловейчика. Их опыт неоспорим: изоляция в спецучреждениях калечит социальное развитие человека, тогда как интеграция с поддержкой — ключ к прогрессу.

Высказанная позиция — прямой удар по семьям, вынуждающий снова биться за базовые права детей. Потому что их лишают поддержки и делают невозможной дальнейшую социализацию в обществе. Такой подход губителен: он калечит человеческие судьбы, не дает шансов на полноценную жизнь и одновременно создает государству колоссальную финансовую ношу по преодолению последствий искусственно созданной изоляции.

Инклюзия — это не привилегия, а необходимость для развития здорового общества. Это вклад в будущее, где важен каждый, а понятия «лишний ребенок» просто не существует.

Аватар автора

Степан Краснощеков

психиатр

Страница автора

Почему важно развивать инклюзию

Родители детей с ОВЗ получают возможность работать. Как показывает практика — не только западных стран, но и Китая, ЮАР, Бразилии и других, где все это успешно реализуется уже много лет, — с инклюзией лучше и детям, и семьям, в которых они воспитываются. Потому что родители не заняты постоянным уходом за ребенком. Они могут работать, приносить государству пользу.

В отличие от сверстников, которые обучались в коррекционных школах, дети из инклюзивной среды показывают лучшие результаты в учебе и больше адаптированы к жизни. Это значит, что они могут стать полноценными членами общества, работать и платить налоги. Государству это намного выгоднее, чем изолировать детей в коррекционных школах, а потом и дома.

В «Сириусе» говорили, что нужна трудовая реабилитация детей, чтобы они были полноценными членами общества. Верно, но после коррекционных школ это невозможно. Потому что коррекционные школы равно изоляция. Это подход, от которого другие страны мира или уже отказались или отказываются. Придерживаемся сегрегации — получаем соответствующий результат, который был в СССР: тогда 80% людей с ОВЗ не учились в школе вообще.

Уровень квалификации педагогов коррекционных школ обычно низкий. К сожалению, если ребенок с ОВЗ чему-то и учится, то, как правило, на дополнительных занятиях, куда его водят родители, — но не в коррекционной школе и не силами ее педагогов, которые все еще работают по устаревшим, не дающим результата методикам.

На конференции в «Сириусе» предложили открыть больше коррекционных школ. Но что мешало за 35 лет существования РФ это сделать как следует — набрать нормальных коррекционных педагогов и обучить их? Если это не было реализовано до сих пор, очевидно, что не будет реализовано вообще.

Если формат коррекционных школ не работает, значит, нужна другая система — инклюзия, которая строится не руками государства и бюджетных организаций. Сейчас все это в основном делается через НКО и родительские сообщества, которые умудряются выбивать какие-то бюджеты. И в итоге мы приходим к тому, что родителям и НКО хотят связать руки.

В этом случае есть риск получить огромное количество детей не просто с ограниченными возможностями, а с инвалидностью — которые ничего не могут. Как следствие, мы получим семьи, которые заняты уходом за такими детьми. А в итоге вырастим нацию инвалидов, не способных жить самостоятельно.

Грустно говорить такое, но это будущее, к которому есть риск прийти. Если мы хотим сильную страну, надо адаптировать людей к жизни с раннего возраста.

Как нужно развивать инклюзию

Для развития инклюзивного образования в России необходимо больше внимания уделять техническому оснащению детсадов и школ для детей с ОВЗ, повысить качество подготовки педагогов, а главное — оставить за родителями право выбора формы обучения детей, считают опрошенные Т⁠—⁠Ж эксперты.

Аватар автора

Марина Мантлер

учредитель и руководитель проектов АНО «Тьютор в инклюзии»

Страница автора

Инклюзия — это не просто обучение всех детей со всеми. Это:

  • хорошо продуманная система, в которой соблюдаются санпины по количеству учеников в классе;
  • обучающая среда, где есть обязательное сопровождение нуждающихся в этом детей квалифицированными и качественно подготовленными специалистами — тьюторами;
  • работа ресурсных классов, в которых каждый ребенок может усваивать материал на разном уровне в зависимости от своих возможностей.

Проблемы семей, которые воспитывают детей с особенностями развития, нельзя решить сегрегацией, разделением и обособлением: это возвращение в прошлое. Наиболее подходящими кажутся следующие меры:

  1. Оставить за родителями преимущественное право выбора образовательного маршрута для своих детей, которое закреплено на законодательном уровне. Чем больше разных форм, тем более гибкой видится образовательная система, которая готова принять детей с самыми разными особенностями развития.
  2. Улучшить материально-техническое оснащение детсадов и школ, учитывая потребности детей с инвалидностью и особенностями развития.
  3. Обеспечить качественную, практико-ориентированную подготовку кадрового состава для работы с такими детьми. Необходим постоянный обмен практикой и методами в разных системах с научной доказательной базой.
  4. Повысить престиж профессии тьютора, чтобы в нее приходили хорошо подготовленные специалисты, обеспечить доступность их услуг и соблюдать все законодательные нормы по нагрузке таких специалистов.

Глобальное сообщество значительно продвинулось в создании равных возможностей для получения образования, доступного каждому человеку. Россия, разделяя эти ценности, присоединилась к Конвенции о правах людей с инвалидностью и внедрила ряд законодательных мер, гарантирующих право выбора формата обучения и его доступность для всех. Важно и дальше укреплять эти принципы.

Некоммерческая организация «Тьютор в инклюзии» — всецело на стороне инклюзивных форм образования и качественной подготовки специалистов на базе практик, эффективность которых научно доказана. Кроме того, нам кажется важным организовать публичные слушания по теме образования детей с ОВЗ и инвалидностью.

Аватар автора

Екатерина Заломова

руководитель направления «Информирование» ассоциации «Аутизм-Регионы», исполнительный директор АНО «Атмосфера»

Я открывала первые ресурсные классы в Новосибирской области в 2017 году. Поэтому знаю, насколько они эффективны, что такое «дети с аутизмом в школе» и как важно создавать и развивать настоящую инклюзию, которая защищает права всех учеников — и с особенностями развития, и нейротипичных школьников.

Конечно, я против так называемой дикой инклюзии, когда ребенка просто приводят в школу, не создав там адаптированной среды — той, что включает не только организацию пространства, но и достаточное количество квалифицированных специалистов, применяющих методы с доказанной эффективностью. От такой «инклюзии» в первую очередь пострадает сам ребенок с ОВЗ.

Моя главная мысль: нельзя создать инклюзию, не начав ее создавать. Это все равно что учиться плавать в пустом бассейне. Мы не можем сначала обеспечить специальные образовательные условия, а потом привести в школы детей с аутизмом и другими особенностями развития. Пока в школах нет детей с ОВЗ — там нет и ставок для специалистов, нет возможности приобрести нужное оборудование, совершенствовать обучение.

По сути, приходится строить самолет в воздухе — в любой инклюзивной школе сегодня это подтвердят. Но мы хотим жить в обществе, где найдется место и для ребенка с аутизмом, и для ребенка в очках, и для ребенка с лишним весом, и для ребенка, который внезапно заболел в середине учебы и получил статус ученика с ОВЗ.

Школе надо научиться работать с каждым. Родители и НКО помогали и будут помогать в этом — чтобы у каждого гражданина нашей страны, маленького и не очень, было право на качественное образование.

Аватар автора

Ася Залогина

президент фонда «Обнаженные сердца»

Инклюзия — это не просто набор социальных мер, а принцип уважения к каждому человеку и признания его ценности для общества.

Мы разделяем беспокойство родителей, педагогов и коллег из профессионального сообщества: сегодня важно не упрощать, а усиливать системную работу по развитию инклюзии. Это право, закрепленное в законе, и одновременно мощный социальный ресурс. Инклюзия требует вложений, но приносит обществу гораздо больше: эффективность, устойчивость, выгоду. От инклюзии выигрывают все.

В этой связи хочу обратить внимание на петицию, в которой представлен аргументированный и грамотный разбор предложений, прозвучавших в рамках обсуждений будущего инклюзивного образования. Рекомендую ознакомиться с ней всем, кому небезразлично развитие системы поддержки людей с инвалидностью и нарушениями развития.

Важно, чтобы обсуждение будущего инклюзии строилось не на страхах и ограничениях, а на вопросе «Что мы можем изменить, чтобы это стало возможным». Фонд «Обнаженные сердца» готов делиться своими решениями, исследованиями и практиками — и продолжать диалог ради общего будущего, в котором каждому есть место.

Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety

Вера ДаниленкоКак вы относитесь к инклюзивному образованию?
  • Нехетти ГринРезко отрицательно отношусь. Симулякр, который с треском провален на Западе (ни одна программа не реализована, дети с тяжелыми ОВЗ не учатся и не приспособлены к жизни, и не надо мне тут розовых соплей, что у нас тут в берлинах и прагах девочка с логопедическими проблемами и мальчик с легонькой УО "учатся" вместе со всеми), но зато это дешево для государства. В моменте. А наши радостно подхватили - это ж святой запад, им виднее. А потом, лет через 15-20, наше общество захлебнется от расходов на сотни тысяч инвалидов, никак не приспособленных к жизни - чего не было бы, если бы ребята с тяжелыми особенностями всю дорогу учились в своей среде, в спецшколах. С коррекционной педагогикой - это другая галактика, ничего общего не имеющая с педагогикой для "нормы". Инклюзия может и должна быть только временной - совместные экскурсии, творческие классы, праздники. Развивать надо гуманизм в обществе, понимание, что вот есть такие вот люди - с большими ограничениями, их путь адски сложен, а вины ничьей нет в том, что у них такое здоровье (физическое и/или психичекое). А обучения "инклюзивного" быть не должно вообще и совсем. Глава ИКП права, она отлично знает, чтО говорит. Петицию - в топку.45
  • Сергей РазинСама идея классная. Осталась самое малое -- реализация. "Улучшить материально-техническое оснащение детсадов и школ, учитывая потребности детей с инвалидностью и особенностями развития." С учётом недостатка финансирования в гос школах без поддержки от НКО задача невыполнимая. "Обеспечить качественную, практико-ориентированную подготовку кадрового состава для работы с такими детьми." С учетом миллионного дефицита учителей в принципе и недавнего разрешения на преподавание в школах без профильного высшего образования звучит как невыполнимая фантастика. (да, вопрос "кто будет качественно готовить преподавателей и за чей счёт я оставлю открытым) "Повысить престиж профессии тьютора, чтобы в нее приходили хорошо подготовленные специалисты," В РФ даже МРОТ не всегда платят учителям, а тут ещё на дополнительный педсостав необходимо тратиться... За чей счёт банкет?28
  • СВНехетти, они хотят быть добренькими за счёт других людей. А то что учитель не может нормально вести уроки им без разницы, ведь это не их проблема.19
  • Евгения"Тезис об «опоре на сильных» антигуманен." А почему на повестке только общеобразовательные школы? Давайте начнем с кружков, секций. Когда в хоккей будут брать хилых и медленных, а на балет полных и неуклюжих, тогда можно задуматься о применении такого же в школах. Я не против совместных игр или кружков внутри школы после уроков. Но сажать "особенных" детей в обычный класс где все-таки дети должны осваивать программу означает ограничивать права остальных детей на доступ к высококачественному образованию, потому что очевидно что оценки особенным будут ставить по особенному, а для детей важна справедливая оценка, а тут мы их приучаем что есть особенные люди, для них другие методы оценки. Сделайте отдельный класс в школе для особенных детей, пусть они учатся по отдельном программе с помощниками, а играть на площадку идут со всеми вместе. И социализация и меньше стресса. И очевидно что особенных детей достаточно подготовить к простой профессии, чтобы они могли себя содержать если будут жить одни после 30 лет, учить их физике наравне с обычными детьми в 14-15 лет и тяжело и увы бестолково с точки зрения временных затрат. Обычный ребенок с 12 лет может прожить самостоятельно, он уже обладает достаточными знаниями и умениями прожить без ежедневного присмотра родителей пару недель или месяц, в детском лагере или в походе. Его дальнейшее обучение идет на развитие более сложных когнитивных навыков, чтобы в 20 лет он был способен учится в университете или работать за станком после ПТУ. К особенным детям это не применимо, поэтому главное направление их развития достижение максимальной самостоятельности.54
  • Нехетти ГринЕвгения, браво. Полностью поддерживаю. Аргументированная позиция, а не истерика теоретика-"гуманиста".20
  • Светлана ГладковаТакое ощущение, что вся эта дискуссия возникла из-за того, что люди исходят из своих каких-то представлений об инклюзии, которая им почему-то не нравится, а не из реальной ситуации. У нас в школе ресурсный класс работает уже 8 лет, причем это сильная школа, гимназия, и очень многие родители детей без особенностей развития считают инклюзивное образование благом. У нас никто не мешает никому вести уроки (потому что при правильно организованной инклюзии такого просто не может быть), учителя проходят обучение основам прикладного анализа поведения и консультируются с кураторами ресурсного класса по сложным случаям поведения детей без статусов, проходят инклюзивные перемены, когда дети могут петь и танцевать все вместе (а не сидеть в смартфонах или носиться по коридорам как угорелые). А еще каждый ребенок получает опыт гуманного отношения к другим людям, учится помогать и поддерживать, чувствует себя сильным и ответственным. Я не могу поверить в то, что какой-то родитель предпочтет видеть своего ребенка эгоистом, заботящимся только о своих интересах. Кажется, те, кто высказывается против инклюзии, хотят для своих детей без особенностей развития именно такого будущего.36
  • ЕвгенияСветлана, а приведите пример такой школы. Реальный адрес и номер назовите, комментаторы смогут погуглить про преподавательский состав, про выпускников, какой их процент поступает в хорошие технические вузы на бюджет, на какие баллы сдается егэ в такой школе.18
  • Денисова НатальяЯ отлично отношусь ко всему возможным формам образования, которые обеспечивают равенство возможностей людям с ОВЗ. А ещё я хочу от ИКП цифры об объеме финансирования за период с 2012 даты введения ФЗ 273 , чтобы понять, куда, на что потрачены эти деньги. Какие современные программы разработаны и внедрены, где наш отечественный Векслер, Лейтер, прикладной анализ. Где методика работы с айтрекерами, отечественные приложения АДК типа пекс для мобильных устройств, это то что ДОЛЖНО было быть сделано, это то, что сейчас необходимо людям, которые возвращатся с СВО. Покажите - господа. Вас никто не спрашивает о том, на ком вам целесообразно сосредоточить свои усилия, к вам - простой вопрос, на что потрачены деньги и время учёных от коррекционной педагогики. Какие прорывные методики вы разработали? Не надо тыкать пальцем в сторону дяди СЭМа покажите мне внедрённый вами повсеместно ваш аналог Let me talk.33
  • Накину худиОтношусь отрицательно. Уровень проблем со здоровьем у всех детей разный, а у нас подхватив инклюзию, в один класс засовывают ребенка с умственной отсталостью и физического инвалида, который например из-за травмы не может ходить, но умственно развит. Как обычно, комфорт одних за счет других пытаются достичь, когда учитель вместо прямых обязанностей занимается усмирением особо "особенных" детей.26
  • Екатерина НенашеваЕвгения, Вы абсолютно не знаете и не понимаете, как устроена государственная система обучения ребенка с ОВЗ в детском саду и школе. Что каждый шаг обучения регламентирован ФГОС РФ, СанПин РФ, заключениями ПМПК и т.д. Что дети с ОВЗ, которые обучаются в инклюзии, в классах с типично развивающимися сверстниками, обучаются по АООП (адаптированным образовательным программам), в своем темпе, по своим заданиям, под сопровождением индивидуального тьютора и группы узких специалистов и ППК школы или сада. А следовательно, никак не может отвлекать учителя на уроке от других детей. Он идет своим образовательным маршрутом. У него своя система оценивания академических знаний, которая НИКАК не влияет на успешность детей без нарушений в развитии. Все, что Вы написали, умозаключения человека, который не разбирается в действующем законодательстве и нормативно-правовой базе. И на Вашем месте, прежде чем транслировать утверждения, нужно быть твердо уверенным, что Вы мягко выражаясь, не заблуждаетесь.11
  • Маша ЧерноморскаяЕвгения, но ведь описанный вами ресурсный класс это и есть инклюзия. Когда дети с овз учатся в одной школе вместе с обычными детьми, пусть по измененной программе и с помощниками.4
  • ЕвгенияЕкатерина, так я вам пытаюсь доказать что это чушь. "Он идет своим образовательным маршрутом" присутствуя в классе с обычными детьми, верно? А зачем тогда это присутствие - чтобы детям показать что вот есть инвалид, который слабее вас, но ему мы поставим пятерку, а тебе, Петенька, мы за те же знания поставим двойку, ты же не инвалид, к тебе требования выше. Так это происходит? Детей на классы делят сообразно их уровню знаний, чтобы внутри класса уровень был примерно равный, а если ребенок движется своим маршрутом, то зачем ему сидеть в классе где все движутся другим маршрутом? Чтобы что? Чему это учит других детей?34
  • ЕвгенияМаша, насколько я понимаю, ресурсный класс не означает то, что дети с овз находятся в нем, наоборот поощряется как можно больше уроков в обычном классе. А против этого я уже. Я не вижу в этом смысла для обычных детей. Симпатии и социализации не учатся на физике, там нужно слушать учителя. На добровольном кружке по танцам или рукоделию после уроков - ради бога. Не нужно насильно сталкивать детей друг с другом, симпатия от этого не возникнет. "Ресурсный класс не является отдельным классом. Все ученики, которые получают помощь в рамках этой образовательной модели, зачислены в обычные, регулярные классы. И вся работа коллектива ресурсного класса нацелена на то, чтобы ученик с аутизмом как можно чаще участвовал в уроках своего общеобразовательного класса."17
  • ЕвгенияВелена, а детям могли бы просто дать профессию сборщика пластиковых деталек на заводе и они работали бы и социализировались бы и родители бы не ухаживали за ними до самой смерти. Всероссийское общество слепых например имеет реестр компаний, в которых инвалиды работают.18
  • Маша ЧерноморскаяЕвгения, вы не поверите, но в классе все и так движутся своими маршрутами. Нет такого, что 30 человек сидят и горят физикой. Всегда есть те, кто заинтересован в предмете, средняя группа, которая старается во всем выучиться хорошо, и в физике заодно, и есть те, кому все равно на физику. И далеко не факт, что ребенок с аутизмом, например, окажется в группе тех, кому все равно. Овз у всех разные, это вообще не всегда умственная отсталость. А детей это будет учить тому, что все люди разные, и что люди с проблемами со здоровьем существуют в нашем обществе, их больше не скидывают со скалы и не вывозят на остров Валаам.14
  • Екатерина НенашеваИван, Дети с нарушениями и их родители не нуждаются ни в Ваше жалости, ни в чьей либо еще. Направьте ее в другое русло, где она будет более актуальна и востребована. А по поводу льгот и субсидий, непонятно Ваше возмущение, если Вы всем довольны. И искренне, по-родительски, желаю никогда не оказаться в такой ситуации, как семьи воспитывающие ребенка с ОВЗ и инвалидностью. Потому как, некоторые виды нарушений, такие как аутизм, не определяются на пренатальном уровне, и до 1,5 лет могут не проявляться у ребенка. А ребенок с аутизмом, может родиться в абсолютно любой семье, любой нации, любого социального статуса, и у любой здоровой семьи.17
  • Даниил ПогребнякПисал магистерскую диссертацию по инклюзивной образовательной политике в регионе. Сложная тема, и есть разные данные. Но консенсус - инклюзия работает для многих учащихся при грамотной организации. Могу сказать, что после 12 г. и ратификации Конвенции о правах инвалидов, был пройден заметный путь в этом направлении. Да, всё не так, как хотелось бы и как должно быть. Но прогресс есть, нужно работать дальше и не в последнюю очередь с родителями и публичным восприятием - обсуждать страхи и мифы, просвещать, показывать истории успеха, создавать сети сотрудничества всех участников. И, конечно, поддерживать школы и учителей, чтоб те могли дать качественное инклюзивное обучение. И тогда будут у государства и кадры, и меньше расходов в перспективе, и образование качественее. Если уж мы тут говорим языком выгод-издержек. Я считаю, что непозволительно нам разбрасываться людьми, когда каждый нужен, ценен и имеет право на самореализацию в жизни. И напомню "бухгалтерии", что родители детей с особыми образовательными потребностями тоже платят налоги и имеют такое же право на качественное образование своих детей.31
  • ЕвгенияМаша, зачем столько драмы?) Я с четырех лет ношу очки и никто меня не скидывал со скалы ни в школе, ни в институте. А вы лично видели как кого-то скидывали? Речь не о том, что кто-то горит физикой, а ктото нет. Если мне физика не интересна, я не буду себя безобразно вести, а если буду - то мне будут делать замечания и вызовут к директору. А том, будет ли особенный ребенок мешать учителю и другим детям? Что будет происходить если он все-таки будет мешать? Уйдет учитель из школы или сильные дети переберутся в школу без детей с овз? Так может не надо им в одном классе то сидеть и проблем меньше будет? Симпатии к нетаким как все детям дети научатся и после уроков на кружках. А вы сейчас хотите насильно заставить их находиться вместе на обязательных уроках. Ребенок из этого вынесет что есть привилегированный класс детей, которые могут делать все что хотят и их никто не будет ругать, а если он ответит такому ребенку вербально или физически, то его накажут за несочувствие инвалидам. Я к примеру хожу в бассейн куда не так давно водили особенного ребенка (если что знаю это из многочисленных отзывов о бассейне). Ребенок - мальчик в пубертате, его приводила мама, разумеется она с ним шла в женскую раздевалку, где помимо женщин средних лет и бабушек переодевались и маленькие девочки, которых он с интересом разглядывал, а они были вынуждены прятаться от него за шкафчиками. И люди много раз на это жаловались, а их пытались успокоить, что он инвалид и надо быть терпимее. Потом когда им запретили приходить в женскую раздевалку, с его стороны стали жаловаться что отказывают инвалиду в посещении. Также ходил взрослый человек глухонемой, он разумеется ходил в мужскую раздевалку и неудобства доставлял только когда плыл не по своей части дорожки, но его сопровождающая ему это за 2-3 занятия разъяснила. Есть разница между обычными инвалидами, и совершенно несамостоятельными людьми.21
  • Екатерина НенашеваНехетти, А где вы здесь узрели истерику, позвольте полюбопытствовать? Дискуссия в спокойном тоне. Разные взгляды, разные точки зрения. Вас никто агитирует. Но раз уж Вы считаете себя здоровым и воспитанным человеком, не будете отрицать, имеют права обе точки зрения. Или все таки будете отрицать?13
  • ЕвгенияЕкатерина, ну если бы авторы т-ж писали более конкретные материалы, как и комментаторы, было бы проще. Я разбираться в санпинах и фгосах ради дискуссии здесь не буду, мне лень. Если вы хотите мне доказать, что детям с овз ЗАПРЕЩЕНО находиться на уроках с обычными детьми, то почему-то в комментариях люди пишут о прекрасных школах где все учатся совместно, а те кто пишет о том что сильные учителя уходят из школ, куда приводят таких детей, ловят минусы. На бумаге то может написано все что угодно, вопрос как оно реализовано.20
  • ЕвгенияВелена, ну поэтому даже не будем учить ребенка работать, верно?19
  • Miroslav DavidovСветлана, когда система выстроена грамотно - выигрывают все16
  • Сергей РазинСветлана, те, кто высказывается против инклюзии наверное не видели хорошего примера инклюзии. При бездарной организации и отсутствии финансирования попытки инклюзивного образования будут пыткой для обучающихся.27
  • Маша ЧерноморскаяЕвгения, почему вы думаете, что ребенку с особенностями не будут делать замечания? Вам выше уже ответили, что в школах и детских садах штат сотрудников, которые дополнительно занимаются с такими детьми, в том числе учат их правилам поведения в обществе. Вы действительно но очень плохо себе представляете как устроена инклюзия, увы.0
  • ЕвгенияЕкатерина, т.е. по вашему в коррекционных школах условий нет, а в обычных классах они есть потому что учителю 10к стали доплачивать и закупили какое-то оборудование в школу?17
  • ЕвгенияМаша, вопрос как заставить ребенка слушаться. Если обычному ребенку делают замечания, а он на них не реагирует то есть понятный механизм - вызов родителей, вызов к завучу, вызов к директору, отчисление (последнее, если устав школы это позволяет). Если ребенок с овз не будет реагировать, что дальше? Учителя и других детей попросят потерпеть и понять, что он инвалид? "в школах и детских садах штат сотрудников, которые дополнительно занимаются с такими детьми" Вот в комментах уже два-три человека мне ответили, что сделать нормальную коррекционную школу для детей с овз нельзя, потому что бюджетов на это нет, и детям придется сидеть на надомном обучении. А вы выходит считаете что штат сотрудников для особенных детей в обычных школах достаточен. Интересно откуда взялись эти сотрудники и куда они пропадут если создадут коррекционные отдельные школы.20
  • Alla EmilyУ меня была такая одноклассница с 1 по примерно 5-6 класс. Потом ее наконец забрали в спецшколу и весь класс выдохнул. Ей перестали ставить двойки за поведение и успеваемость, ученики с садисткими наклонностями выбрали себе новую, менее очевидную жертву для буллинга, а учеба наконец стала учебой для всех остальных. Жалко ли мне ее? Во взрослом возрасте да, тогда - ни капельки. Дети жестоки, но все почему-то массово считают детей ангелочками с чистыми сердцами и добротой в ДНК 🙈21
  • ТуристСнова здорово (нет) фокус на детях с ЗПР. Как родственник ребёнка с ментальной инвалидностью — я против инклюзии для детей со значительным отставанием в умственном развитии. Ладно бы учились тихони, зачастую дети с ментальными ограничениями неадекватно себя ведут. Как минимум создают шум на занятиях. Максимум — агрессивного ребёнка знакомой попросили из школы. Мальчик неплохо учился, но бросался на одноклассников с кулаками и опасными предметами. Родители решили коллективно написать заявление в полицию после очередной драки, знакомая уговорила их не обращаться в органы с условием, что сын отчислится из данной школы. Конечно, мамочки мечтают, чтобы ребёнок находился со здоровыми детьми, но о здоровых детях никто не подумал. Мой племянник посреди занятия может встать и истошно заверещать. Без причины. Ну вот так он выплескивает эмоции. Ровесники уже читают, пишут, наш с трудом говорит. Бабушка мальчика при советской власти работала коррекционным педагогом, и она сразу сказала — либо спецшкола, либо индивидуальное обучение. В спецшколу готовы принять без проблем23
  • Маша ЧерноморскаяЕвгения, у меня есть опыт с садом, в саду есть и логопед, и психолог, и дефектолог, дети с особенностями сад посещают достаточно спокойно. А вот со школьными тьюторами проблема, часто предлагают родителям выучиться на тьютора и помогать своему ребенку в школе. И вот вопрос: на тьюторов значит денег нет, зато на новые коррекционные школы с полноценным педагогическим составом, поварами, охранниками и уборщицами есть? И что из этого все таки легче организовать?6
  • Маша ЧерноморскаяЕвгения, и забыла добавить, что вот это мой положительный опыт он в Москве. В регионах, предположу, все плачевнее. По крайней мере из знакомых с детьми с РАС большинство находится на домашнем обучении и занимается в основном с платными специалистами. А зарабатывать на этих платных специалистов, когда ты еще и дома с детьми сидишь, не очень то просто. И скорее всего никаких прекрасных коррекционных школ не будет, потому что денег на них нет, а будет обыкновенное выдавливание детей с особенностями из школ на домашнее обучение. Чтобы никому не мешали и не отсвечивали.7
  • ЕвгенияМаша, ну так что насчет того, как заставить ребенка слушаться? Ведь если родителям плохо видящего или слышащего ребенка говорят, что ваш ребенок плохо видит или слышит, они это готовы принять и пойдут в поликлинику за лечением. А сказать что вот особенный ребенок себя вел агрессивно нам кажется вам пора с ним сходить ко врачу, потому что он завтра возьмет и книжкой соседа по парте ударит, а на замечания не реагирует - родитель скажет что у ребенка плохое настроение было и вообще вы придираетесь. Это же еще надо заставить родителей пойти лечить ребенка, если им не очевидно что с ребенком чтото не так. Не говорю о том что учитель должен потом думать, что будет с таким ребенком в 12-13-14 лет, когда он станет уже достаточно сильным и реально сможет физически нанести кому-то травму. Ну вот честно я не хочу чтоб мой ребенок сидел в классе с настолько особенными детьми.13
  • ЕвгенияМаша, давайте вы сначала мне ответите на вопрос, как заставить особенного ребенка слушаться? И можно ли его будет исключить из школы за плохое поведение?10
  • Маша ЧерноморскаяЕвгения, а в вашем мире все проблемы в школах доставляют исключительно особенные дети? Выглядит как демагогия, если честно. Потому что кроме детей с особенностями, в которых родители с детства вкладываются занятиями, которые наблюдаются у врачей и других специалистов, существует масса детей из семей, например, где бытовое насилие норма, где папа учит ребенка «в следующий раз просто бей в ответ», и это дети не особенные, а самые обычные, и даже если у них и есть какие-то отклонения, то родители никуда с ними не обратятся, на рекомендации педагогов забьют, потому что им, простите, все равно. И эти дети кстати вполне себе агрессивны и дерутся. Всех проблемных детей исключают из школы, проблемы решаются только таким путем?5
  • АкацияНехетти, они ещё во вред особенному ребёнку, на самом деле, действуют. Аутистам очень тяжело, когда вокруг много детей. Маленькие классы для них кайф. И им хорошо именно в маленьких коррекционных классах, меньше стресса. А по проблемам с интеллектом. Дети себя сравнивают друг с другом. И самый слабый ученик, который сильно отстаёт от одноклассников, чувствует себя ущербным. И от этого иногда плохое поведение. А когда попадает в класс, где все с ним примерно одного уровня, ребёнок расцветает. Ему хорошо, он чувствует, что у него все получается. Не раз наблюдала, как ребёнок становился довольным после того, как переходил в класс в соответствии со своими возможностями. Единственный минус старой системы с коррекцией - слишком мало делений. Особенные дети тоже очень разные. И в коррекционной школе иногда слишком разные дети.18
  • Смузивый ИТ-бояринJJ, скажите, а вы одновременно против фашизма и замещающей миграции, да?)16
  • ЕвгенияМаша, Я вроде спросила, как может учитель воздействовать на особенного ребенка, чтобы добиться выполнения требований учителя? Про вотабаутизм про детдомовцев и трудных подростков я вас не спрашивала. С ними проблем нет, как раз потому что они не являются инвалидами и не требуют особо нежного к себе отношения. Трудного подростка могут вплоть до инспектора ПДН обрабатывать. А с инвалидами так нельзя. Поэтому я пытаюсь у вас узнать, как можно. Но вы уходите от ответа.11
  • Комок нервовВсе почему-то переживают за то, каково будет "инклюзивным" детям (и это правильно), но плюют на то, каково будет окружающим их обычным детям (а вот это неправильно). Инклюзировать тоже надо правильно - если ребенок не тянет даже базовую программу, если он не в состоянии вести себя нормально на уроках, мешает другим детям или вообще опасен для них, то какая, к черту, инклюзия? Если вокруг одного неадекватного ребенка с отсталостью посадить десять прилежных вундеркиндов, это ему ничем не поможет.17
  • Маша ЧерноморскаяЕвгения, учитель не должен быть с этой проблемой один на один. Для этого и нужны в школе психолог, дефектолог, тьютор в конце концов, о которых вам говорили и говорят. То, что школы, вместо того, чтобы на выделенные им деньги нанять тьютора, докидывают нагрузку на классных руководителей - это вина не особых детей и их родителей.4
  • ЕвгенияМаша, хорошо, вы предлагаете в каждый класс посадить по тьютору, который должен помогать воспитывать особенных детей. А какие меры он сможет принять так и не сказали. Выгнать из класса хотя бы можно будет за плохое поведение то?7
  • LillaЕвгения, общеобразовательные школы на то и общие, что они для всех, к усзкоспециализированным занятиям типа балета это отношения не имеет. И как же у детей будет меньше стресс, если они играют вместе со всеми на площадке, а потом идут в класс для особенных?..1
  • Фрёкен Снорк"Наша страна должна сделать скачок вперед.", - а вот можно наконец-то просто, без скачков и рывков куда-то? Просто нормальное ОМС (КАК МОЖНО принять за - Для участковых терапевтов и педиатров отводится 15 минут на первичный прием - врачи-онкологи - 23 минуты; врачи-гематологи - 20 минут, Акушер-гинеколог - 22 минуты (кресла видели? А попить врачу когда? А нам одеться и раздеться а направления, беседа и документы заполнить?). Спокойно коммунальные службы работали бы (у нас на ТЭЦ новое руководство заставляют дежурных инжереов мыть потолки и стены в ночь, если нет работы). Задолбало, серьёзно7
  • Фрёкен СноркМаша, к слову, как было бы хорошо, серьёзно: "нормальную коррекционную школу для детей с овз" родителям ВСЕХ детей.2
  • Системный инженерЕкатерина, "где вы здесь узрели истерику" В статье про "тревожат" подаются весьма манипулятивные тезисы, вода по сути.3
  • RENNEЕкатерина, вы сами в это верите? В какой школе так? В большинстве школ такие дети просто сидят в обычном классе на 35 человек, учатся на 2 и 3, могут мешать вести урок, могут кричать, вставать и ходить по классу, или просто тихо сидеть и не понимать, что происходит. Никаких особых образовательных маршрутов нет в действительности, никаких тьюторов. Учитель чаще всего просто ведёт урок, ориентируясь на среднего ученика. Я была репетитором у такого ребёнка. В школе он не понимал ни физику, ни алгебру, ни геометрию. Просто сидел на уроке. Программа слишком сложная для него. Другой нет. Пытаясь разобрать с ним дз, мы безнадёжно отстаём от программы. А если пытаться успеть, то надо просто чтобы он дз под мою диктовку писал без попытки вникнуть. Чем плохо, если для таких детей будут свои классы, с подходящей программой, чтобы им было комфортно учиться, и чтобы они не чувствовали себя дураками на фоне остальных.15
  • Alyaska SЕкатерина, ощущение, что регламентация обучения детей с овз ФГОС РФ, СанПин РФ, заключениями ПМПК и т.д. по большей части существуют больше на бумаге. Наличие законодательства и нормативно-правовой базы вообще не значит, что все выполняется. И если написано, что ребенку положен тьютор, то вообще не факт, что такой найдется. Но на практике много ли тьюторов вы знаете? Много ли семей, которые пользуются его услугами, вы знаете? А если речь не про Москву, а про регионы?6
  • Анна ИвановаМаша, в классе дочки моей подруги (1 класс, где нормальная социализированная девочка превратилась в запуганного зайчонка, потому что ребенок с ОВЗ вел себя так, сто такие дети его просто боялись и чуть ли не прятались по углам) не успели - такой особенный выколол нормотипичному ребенку глаз выдранной из счетов спицей. А ребенок моей коллеги 5 лет перестал слушаться маму, убирать за собой игрушки, потому что Ванечке в группе это можно, вот и он хочет сегодня побыть Ванечкой (папа заталкивает по утрам орущего Ванечку в группу со словами «заберите этого придурка» и держит дверь ногой чтобы тот за ним не побежал). Это благополучные по финансированию и устройству инклюзия регионы, перечисленные в статье.5
  • Анна ИвановаМаша, могут не успеть научить. А еще есть особенности здоровья, делающие детей не поддающимися педагогическому воздействию. Вы, как очень хорошо разбирающийся в устройстве инклюзии, должны же это понимать, как и то, что опасение родителей вызывает именно поведение таких детей, представляющее опасность для жизни, здоровья и развития других детей, не говоря уже об успешном и своевременном освоении ими образовательных программ6
  • ЕвгенияLilla, потому что и нормальные и обычные дети присутствуют и только в своем кругу и в смешанном. Вы считаете что постоянное присутствие в смешанном кругу не дает стресс (причем всем сторонам), я с этим не согласна. Детей же делят на классы по возрасту и навыкам и 11 классник ростом 180 не сидит за партой с первоклассником. А в раздевалке или в коридоре они могут встретиться. Вы предлагаете посадить всех в один класс и думать что от этого всем им лучше))4
  • МариЕкатерина, "обучаются по АООП в своем темпе, по своим заданиям, под сопровождением индивидуального тьютора и группы узких специалистов и ППК школы или сада" это теоретически должно быть так, а практически совершенно не так. Никаких тьюторов, узких специалистов и т.п. в обычной школе нет, есть обычные замученные учителя и переполненные классы по 40 человек, учитель просто физически не может уделить какое-то особое внимание ребёнку с ОВЗ в таком классе, потому, что ей нужно гнать программу. У моего ребенка по ПМПК должна быть АОП 7 вида, но никого в школе это не волнует, в итоге его загнобили и просто выпнули на домашнее обучение. Ребёнок не буйный, не гиперактивный, никого не трогает, ведет себя абсолютно нормально, дисциплину не нарушает, у него небольшой дефицит внимания и медленнее соображает, т.е он вполне может учиться в обычном классе, если учитель проявит хоть немного внимания, будет давать ему чуть больше времени на выполнение заданий и оценивать менее строго, чем нормотипичных детей, в начальной школе так и было, спасибо огромное нашей чудесной понимающей учительнице, но после перехода в 5 класс, где разные учителя, никто из них не хочет возиться с нетипичным ребёнком, проще отправить его учиться на домашнее обучение, вот такая инклюзия.2
  • МариМаша, "в школах и детских садах штат сотрудников, которые дополнительно занимаются с такими детьми" а этот штат сотрудников где-то существует в реальности или только на бумаге?3
Вот что еще мы писали по этой теме
Сообщество