«Нужно спасать ситуацию, а я про­кра­стинирую»: как пре­одолеть страх перед звонками клиентам

Признания читателя и комментарии специалистов
14

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Аватар автора

Al Gerion

ищет выход

Страница автора

Я предприниматель с уже довольно большим опытом — с 2005 года. Занимался разными бизнесами. Были и успехи, и провалы.

Один мой проект, который стартовал в 2013 году, работает до сих пор, но сейчас переживает кризис. Мне необходимо его поддержать. Для этого я уже обновил сайт, перезапустил рекламную кампанию. Но самое важное, что нужно сделать, — поднять трубку и начать звонить клиентам, которые когда-то к нам уже обращались, но давно ничего не заказывали.

И это просто огромная проблема! У меня жуткое сопротивление против этого действия. Я прокрастинирую и откладываю это дело под любыми предлогами.

При этом я не испытываю сложности с тем, чтобы ответить на входящий звонок клиента и проконсультировать его. Если мне звонят они сами с каким-то вопросом — нет проблем. То же самое происходит, если мне нужно созвониться с кем-то по конкретному делу, например предложить кандидату, чье резюме мне подходит, прийти на собеседование.

Но холодные звонки — совсем другое дело.

Я могу нанять менеджера, который будет делать это за меня. Но сначала мне нужно сделать хотя бы десяток-другой звонков самостоятельно, чтобы оценить текущую ситуацию с моими услугами, услышать типичные возражения, продумать варианты сценариев разговора для менеджера. И вот эту задачу я откладываю уже которую неделю. В результате кризис усугубляется, количество заказов падает. Нужно спасать ситуацию, а я прокрастинирую.

Я давно занимаюсь с психотерапевтом, мы обсуждали этот вопрос среди прочих, но я не смог с ним справиться. Мы разобрали чувства, которые я испытываю, — в основном это тревога за то, что от этих звонков у меня не получится ничего толкового, а значит, какой смысл вообще тратить на это силы.

Забавно, что в прошлом я в течение года работал менеджером активных продаж и мой рабочий день состоял как раз из таких звонков. Тогда тоже было сложно, но выхода не было — приходилось звонить. Недавно, когда я все-таки собирался с силами и делал такие звонки, после двух-трех чувствовал сильное истощение, будто интенсивно работал целый день.

Аватар автора

Анна Кузнецова

практический психолог, специалист по психологии развития

Страница автора

В чем причина страха звонить клиентам

Из письма понятно, что эта проблема много значит для вас, тем более что вы ее уже обсуждали с психотерапевтом. Вы уже определили эмоции, которые переживаете в сложившейся ситуации. Теперь важно понять, почему они возникают. Вы считаете, что прокрастинируете. И на первый взгляд так оно и есть. Но, полагаю, объяснять ваши проблемы только этим — значит сильно упрощать их.

Ключевая ваша реакция — вы и сами об этом пишете — сопротивление. Поэтому разберемся, что именно вызывает у вас настолько сильные негативные чувства, что после двух-трех созвонов, как вы сами отмечаете, чувствуете сильное истощение.

Предположу, что вы ощущаете, что навязываете клиентам свою услугу или себя. Это может быть следствием неуверенности в себе или сомнений в качестве услуги, которую вы предлагаете клиентам, или же и в том, и в другом.

Интересно, что вы отмечаете: когда клиент, проявляя заинтересованность, звонит сам, сопротивление у вас не возникает. Следовательно, когда инициатором разговора выступает другой, вы понимаете, что никому не навязываетесь, и поэтому ощущение преодоления себя не возникает.

Как себе помочь

Прислушайтесь еще раз к себе. Постарайтесь понять, что вызывает ваши опасения и сопротивление: что клиент посчитает вас навязчивым или что его отказ подтвердит вашу неуверенность в качестве предлагаемой услуги.

Поймите: то, что вы можете ощущать как равнодушие постороннего человека, не связано непосредственно с вами как с личностью. Клиент сейчас не нуждается в вашей услуге или товаре — только и всего.

Постарайтесь снизить свой перфекционизм — стремление к совершенству вполне способно отравить жизнь. Даже в идеально выполненной работе можно найти какие-то недоработки или промахи. Важно понять, что это вовсе не характеризует вас как плохого предпринимателя. Мы все совершаем ошибки, и это практически неизбежно, не говоря уже о том, что критики найдутся всегда.

Проанализируйте свое поведение в других ситуациях. Подумайте, испытываете ли вы неуверенность в обычной жизни и с чем это может быть связано. Проработать эту проблему вам наверняка поможет психотерапевт, с которым вы уже занимаетесь.

План дальнейших действий будет различным. Если вы не уверены в услуге, которую собираетесь оказывать, необходимо проанализировать, что вызывает это чувство. Продумайте, что можно изменить, чтобы ее качество не вызывало у вас сомнений. Если же вы не уверены в себе, необходимо проработать это со своим психотерапевтом, поскольку в рамках единичной заочной консультации эффективно это сделать крайне сложно.

Аватар автора

Анастасия Истранкина

ведущий тренер группы развития навыков продаж среднего бизнеса Т⁠-⁠Банка

Страница автора

Как преодолеть страх разговоров с клиентами

Важно понять, что вы испытываете страх не перед набором номера, а перед тем, что произойдет в разговоре с клиентом. Вы боитесь неизвестного: реакции вашего собеседника, возможного спора с ним, отработки его возражений и результата.

Нет одного упражнения, книги или спасительной таблетки, которые за раз помогут снять тревогу — и вы начнете звонить с азартом. Но есть рекомендации, как преодолеть сопротивление.

Честно ответьте себе на следующие вопросы:

  1. Что вас останавливает от звонка?
  2. Чего именно вы боитесь после того, как клиент ответит?
  3. Знаете ли вы, о чем думает клиент во время звонка?
  4. Кто управляет диалогом — он или вы?
  5. Какой цели вы хотите достичь с помощью звонков?
  6. Какую пользу клиенту может принести разговор?
  7. Какие возражения может привести клиент? Что вы ответите на них?

Сфокусируйтесь на мысли о том, что клиенты обычно не знают, о чем пойдет разговор. То есть вы сами управляете диалогом.

Постарайтесь усилить личную мотивацию. Для этого рекомендую ответить на вопросы:

  1. Какие будут последствия, если не звонить клиентам?
  2. Какие будут бонусы, если вы преодолеете себя?
  3. Сколько успешных диалогов в день нужно, чтобы добиться результата?

Так у вас появится «дорожная карта» с ответами на вопросы: с чего начать, что вы хотите получить и что произойдет, если не позвонить.

Иногда страх звонка вызван боязнью ошибиться или получить отказ. Но отказы и ошибки — это естественная часть бизнес-процесса. Все мы набиваем шишки, чтобы получить опыт и использовать его во благо.

Создайте инструменты для качественного диалога с клиентом. Пропишите:

  • приблизительный скрипт беседы, из которого клиенту будет понятна выгода от работы с вами;
  • список формулировок на отработку наиболее частых возражений;
  • перечень вопросов, которые вы будете задавать клиенту, чтобы понять его потребности или причины отказа.

Если затрудняетесь сделать это самостоятельно, обратитесь к тренеру по продажам или бизнес-тренеру.

Согласна с вами, что менеджера пока нанимать не стоит. Для начала нужно позвонить самому, чтобы понять, как построить диалог и что говорят клиенты. После этого можно пригласить нового сотрудника и передать ему работу с вашей базой.

Помните, что чем больше вы звоните, тем меньше опасаетесь неизвестного. Мы можем помочь себе снизить волнение на старте. Но полностью избавиться от тревоги можно только с помощью постоянной практики: первые пару звонков в день делать всегда боязно, зато потом вы начинаете воспринимать их как игру и рассматривать отказ клиента как вызов для отработки возражений.

Отличных вам продаж!

РедакцияРасскажите, что помогает вам пересилить себя:
  • Олег Погодинэто нормально, со временем пройдет2
  • Тимур Чумаковможно правда попробовать кого-то нанять0
  • NikaПо моему мнению, менеджера нанять можно. Советую брать любого более менее толкового человека, который недавно работал в колл-центре. Будет звонить, а потом рассказывать Вам как прошёл разговор, а Вы будете его поправлять. Моя первая работа была в колл-центре, я очень хотела работать в продажах, но без опыта меня взяли только туда. Скажу, что было тяжело начинать звонить каждый день. А к середине дня уже нормально. Следующая работа была в продажах, и было очень легко по сравнению с колл-центром. Только если будете нанимать менеджера, платите хорошо, это тяжкий труд)) А если будете звонить сами, то не нужно притворяться, выдумывать что-то, звоните и говорите, так и так, фактами, вы есть у меня в базе, в таком-то году заказали столько-то, уже давно ничего не заказывали. Что случилось, может потеряли мои контакты, или вообще уже не занимаетесь такими вещами? Когда я работала таким менеджером, меня пугало, что приходится звонить при своём начальнике, и разговаривать о вещах, в которых я плохо разбираюсь. Но у Вас такой проблемы не может быть, Вы-то и есть начальник, и разбираетесь в своём вопросе.35
  • Андрейспаибо вам и вашим комплексам от имени не зай обанных клиентов22
  • Елизавета ИоноваПропишите скрипт звонка, посадите менеджера, включите запись звонков, анализируйте разговоры. Это тоже рабочий способ.9
  • Иван ТихоновЗаявить о себе не просто любому человеку, особенно когда есть немалый шанс получить а ответ разочаровывающий ответ. Мне кажется, что в этом процессе важен именно вопрос оценки. Например, при работе в найме прерогатива оценки принадлежит руководителю, поэтому важность того, как оценит собеседник у менеджера не превалирующая. В описанном случае, мне кажется, оценка клиента имеет главную роль, что, как мне кажется, говорит о том, что у звонящего нет понимания ценности процесса. Ценность - это не цена, ценность - это ощущение правильности своих действий, соответствия их собственным убеждениям. Попробуйте найти себе те убеждения, по которым Вы занимаетесь обзавелся. Попробуйте оценивать эти созвоны исходя из соответствия этим убеждениям. Это перведёт фокус оценки от неизвестных людей в фокус Вашей собственной оценки собственных действий.3
  • А может быть причина в отвержении? В вашем опыте был болезненный отказ, когда вы что-то кому-то предлагали? Не важно по работе или нет.2
  • АлибекЭмоции – страх Что делать – вскрыть образ страха: представить что позвонили и провалили разговор. Что чувствуете, какие зажимы в теле?1
  • Виктория Карретавозможно, снизить эмоциональный градус, поможет- придание "статуса" вашему разговору, а именно, говорите к примеру сразу, что звонит сам руководитель компании. испытывать страх это нормально, сложнее становится когда он парализует, -расценивайте это, как вашу потенциальную точку роста. как вы себя наградите за этот рост? успехов вам! у вас получится!1
  • Елена Г.Хорошо помогает, сначала потренироваться на тех, кто вам заведомо откажет. Берете таких и звоните им, уже не ожидая ничего, кроме отказа. После 10-го звонка вас "отпустит", скорей всего. Потом уже можно звонить бывшим клиентам.0
  • Сергей РодюковОтличная статья! Один психотерапевт советует поработать с другим психотерапевтом! Огненный огонь!1
  • Оптимум ПрайсНе нужно никому звонить! У меня бизнес с 2011 года. Стройка. Сперва я отменил встречи. Затем я отменил звонки. Строго. До нуля. Вы не поверите. Но количество недопонимания, манипуляций, пустой траты времени снизилась на 90%! Эффективность повысилась. Конкретика - размеры - цена - договор - деньги. Где тут нужно болтать? Крепкое рукопожатие, уверенный взгляд, вместе в баню сходить… это осталось в нулевых. Проводил А/Б тест : болтаем/переписываемся. «Б» выигрывает. Могу вам разобрать любую ситуацию, любую - всегда лучше переписываться. Так что не хотите звонить? Так не делайте этого.2
  • Тимофей РазовОптимум, а как вы это все организовали? Как думаете, подойдет ли переписка для большинства сфер? Мне кажется, что если общаться только письменно, то часть клиентов отсеется, как будто бы не очень для бизнеса в перспективе0
  • Елена АнуфриеваПопала в продажи и пришлось звонить, страх неимоверный был, но после очереди ежедневных звонков, страх прошел, иди туда куда страшно - это реально нужно, так развиваешься, приобретаешь уверенность в себе0