
Прицеп здорово помогает делать ремонт, что-то строить или переезжать.
Когда я переезжал в другой город, мне потребовалось забрать с собой мебель, бытовую технику и другие крупногабаритные предметы. Можно было заказать небольшой грузовик, но я решил сделать все самостоятельно и перевезти вещи на прицепе. До этого у меня не было опыта вождения с прицепом, а на машине даже не было фаркопа. Я изучил теорию и проехал с прицепом более 3000 км. Оказалось, что все не так просто, как кажется.
Вы узнаете
- Что такое прицеп и зачем он нужен
- Фаркоп: как подобрать, что к нему докупить и как его установить
- Нужно ли оформлять фаркоп в ГИБДД
- Из чего состоит легковой прицеп
- Виды прицепов для легковых автомобилей
- Какие документы нужны на фаркоп и легковой прицеп в 2025 году
- Стыковка фаркопа и прицепа
- Особенности эксплуатации прицепа
- Правила езды с прицепом на легковом автомобиле
Что такое прицеп и зачем он нужен
Прицеп — транспортное средство без двигателя, на котором перевозят грузы.
В него можно загрузить габаритные предметы, которые не помещаются в багажник или салон, и не переживать, что они повредят панели интерьера или обивку сидений.
Прицепы популярны у дачников во время сбора урожая, их используют при переезде, строительстве и ремонте. Еще на прицепах возят квадроциклы и моторные лодки. С ними без посторонней помощи и в любое время можно перевезти почти все, что нужно, на личном легковом автомобиле.
Иногда прицеп — это целый дом на колесах, который можно привезти куда угодно и жить в нем.

Фаркоп: как подобрать, что к нему докупить и как его установить
Чтобы установить прицеп, нужен фаркоп — специальный крюк, который крепится к раме автомобиля сзади. Официально этот узел называют тягово-сцепным устройством, ТСУ. Оно соединяет автомобиль и прицеп. Фаркоп, в отличие от прицепа, не универсальное устройство: его нужно подбирать под конкретную модель авто.
Фаркоп может быть в штатной комплектации с завода. Иногда продают оригинальные ТСУ как дополнительное оборудование. Но чаще всего приходится искать неоригинальный фаркоп.
Удобно, если с фаркопом сразу будет комплект электрики: розетка и проводка. Они нужны, чтобы на прицепе загорались стоп-сигналы и поворотники — это обязательное условие. Но если штатного комплекта нет, то электрическую часть можно докупить отдельно. Она универсальна и не привязана к модели авто или фаркопа. Если у вас дорогая машина, нет смысла переплачивать за комплект, который, по легенде, сделан именно для нее. Посмотрите на оригинал для какой-нибудь распространенной и недорогой в обслуживании модели.
Иногда дополнительно нужен блок согласования — набор реле, без которого бортовая сеть автомобиля с новым фаркопом может работать некорректно. Вот примеры неприятностей:
- поворотники мигают слишком часто;
- бортовой компьютер показывает ошибку фаркопа, из-за чего машина отказывается ехать с прицепом;
- бортовая сеть автомобиля перегружается, периодически перегорает какой-нибудь предохранитель, например тот, что отвечает за стоп-сигналы.
У меня Hyundai Creta, и первым делом я пошел на «Драйв2» искать записи людей, уже поставивших фаркоп. Так я узнал, что мне не нужен блок согласования, потому что у меня комплектация с обычными галогеновыми фонарями — все и так будет работать корректно. Были бы они светодиодные, пришлось бы покупать. Блок согласования стоит 3000—5500 ₽.
Как поставить фаркоп. В моем случае его достаточно прикрутить соединительными болтами к штатным отверстиям на задних лонжеронах — силовым элементам кузова. Бампер не нужно ни снимать, ни подрезать.
Самое сложное — электрика. Чтобы подключить устройство, необходимо снять обшивку багажника и получить доступ к проводке автомобиля. Я в этом совершенно не разбираюсь, поэтому доверился специалисту. Он измерил напряжение и подтвердил, что в моем случае блок согласования не нужен.
Я объехал и обзвонил около десяти автосервисов, прежде чем нашел подходящий. В первом почему-то опровергли информацию из интернета насчет блока согласования: якобы для светодиодных ламп блок согласования не нужен, а для обычных — обязателен. Во втором соглашались на установку, только если фаркоп куплен у них. В третьем сказали, что на моей Крете нужно подрезать бампер, даже если фаркоп сертифицирован. Еще в одном сервисе ответили, что нужен прицеп и без него ничего не сделать.
Цена на работы варьировалась в диапазоне 4000—8000 ₽. Мой фаркоп установили за 1500 ₽, а электрическую часть подключили за 2500 ₽.
- 4000 ₽
- я заплатил за установку фаркопа и подключение его к проводке автомобиля
Нужно ли оформлять фаркоп в ГИБДД
Может быть две ситуации.
Фаркоп предусмотрен в ОТТС вашей модели автомобиля и вы покупаете ТСУ, сертифицированное для нее. Тогда установку фаркопа не нужно регистрировать в ГИБДД.
Номер ОТТС указан в свидетельстве о регистрации и ПТС, и по нему на сайте Росстандарта можно найти информацию о том, какое дополнительное оборудование разрешено использовать на автомобиле.

Фаркоп не предусмотрен в ОТТС вашей модели автомобиля. Например, как у некоторых Toyota Land Cruiser Prado. Тогда установка фаркопа считается изменением в конструкцию автомобиля. Ее нужно зарегистрировать как тюнинг: обратиться в лабораторию, получить разрешение от ГИБДД, пройти техосмотр, получить ССКТС и внести изменения в ПТС и СТС. После этого снимать установленное оборудование нельзя без аналогичной процедуры.
На дороге редко проверяют, разрешено ли установленное оборудование в ОТТС. Нет особого смысла возить с собой сертификаты на ТСУ или сервисную книжку с записями об установке: они не входят в перечень документов, которые водитель обязан предъявлять сотрудникам полиции . Вряд ли ими что-то получится доказать. Но если фаркоп выглядит самодельным, это вызовет подозрение у инспектора.
При техосмотре или на площадке в ГИБДД перед постановкой на учет возникнут проблемы, если фаркоп:
- установлен, но не прописан в ОТТС и не оформлен как изменение в конструкцию;
- оформлен как изменение в конструкцию, но демонтирован.




Из чего состоит легковой прицеп
Прицеп состоит из рамы, кузова, дышла, сцепного устройства и оси колес с подвеской. Рама — это сваренные между собой лонжероны и перекладины. К ней крепится кузов — каркас из металлических или деревянных бортов. Задний борт обычно откидывается для облегчения погрузки и разгрузки. Если каркас закрыт тентом, то прицеп называют крытым.
На передней части прицепа находится дышло — треугольная сварная конструкция, которая крепится к фаркопу. На некоторых моделях прицепов на дышле есть опорное колесо. Оно опускается и поднимается с помощью ручки и облегчает стыковку прицепа с фаркопом. На конце дышла — сцепное устройство. Обычно это «чашка», которую надевают на шар фаркопа и фиксируют рычагом.

Виды прицепов для легковых автомобилей
Бортовые прицепы нужны для перевозки грузов и небольшой техники. У них квадратный или прямоугольный пол с невысокими бортами. Это самый распространенный вариант.
Лодочные прицепы используют для перевозки лодок, катеров, гидроциклов и даже яхт. У них нет бортов, а рама оснащена полозьями или роликами, по которым перемещается плавсредство. Чтобы легче загружать и разгружать лодочный прицеп, используют лебедку.
Прицепы делят на два типа:
- Легкие — максимальной массой 750 кг. Сюда входит вес самого прицепа и груза не нем. Отдельных тормозов у такого прицепа нет: замедляется и останавливается автомобиль, к которому он прикреплен.
- Тяжелые — массой более 750 кг. Их оснащают тормозом инерционного типа: при торможении дышло давит на фаркоп и зажимает тормозные колодки прицепа.


Какие документы нужны на фаркоп и легковой прицеп в 2025 году
Паспорт транспортного средства. В нем указаны сведения о прицепе и его владельце. Он может быть бумажным или электронным. Из ПТС можно узнать, например, VIN прицепа, разрешенную максимальную массу, год выпуска и цвет. ПТС выдается при покупке нового прицепа, при смене собственника в него вносят изменения.
Свидетельство о регистрации — основной документ на прицеп, который подтверждает его регистрацию в ГИБДД. В нем указаны данные собственника и госномер. Госпошлина за выдачу свидетельства о регистрации — 500 ₽. Свидетельство о регистрации на прицеп нужно возить с собой, даже если прицеп не принадлежит водителю автомобиля.
Госномер на прицеп выдают вместе со свидетельством о регистрации в ГИБДД. Если прицеп не принадлежит водителю и дорожные камеры зафиксируют нарушение по госномеру прицепа, то штраф придет его собственнику, а не водителю. Госпошлина за выдачу регистрационных знаков — 1500 ₽.
Водительские права для перевозки прицепа. Для прицепов с разрешенной максимальной массой до 750 кг не нужны специальные права, подойдет категория B. Если грузоподъемность прицепа больше — для перевозки нужны права категории BE. Такие прицепы в загруженном состоянии могут превышать массу самого автомобиля: например, прицеп-дача.
Страховка. Прицеп отдельно не страхуют. Но в полисе ОСАГО для автомобиля нужна отметка, что автомобиль используют с прицепом. На цену полиса она не влияет, но по умолчанию ее не ставят. Поэтому, если вы оформили полис до покупки прицепа, нужно сообщить в страховую о внесении изменений в действующий полис — это бесплатно. Если полис электронный, вам на электронную почту пришлют полис с новым номером и отметкой.
Техосмотр. Если прицеп принадлежит физическому лицу и его масса не превышает 3,5 т, то проходить техосмотр и получать диагностическую карту не нужно.




Стыковка фаркопа и прицепа
Если прицеп долгое время стоял без дела или были перепады температур, то перед тем как его стыковать, важно проверить давление в шинах. Рекомендованное давление пишут в руководстве по эксплуатации прицепа. Обычно это 2—2,2 атмосферы. Предельное давление указывают прямо на шине.
Перед первой стыковкой фаркопа и прицепа шар нужно смазать солидолом, литолом или похожей консистентной смазкой. Чтобы позже шар не пачкал одежду и на смазку не оседала пыль и грязь, его закрывают специальным колпаком.
Для стыковки автомобиля и прицепа нужно подвести чашку сцепного устройства прицепа так, чтобы она располагалась над шаром фаркопа. Если прицеп оборудован опорным колесом, то, вращая ручку, можно опустить чашку на шар и зафиксировать соединение. Отстыковку нужно делать на ровной площадке, чтобы прицеп не продвинулся вперед и не повредил задний бампер автомобиля.
Если каким-то образом чашка соскочит с шара, прицеп удержит страховочная цепь, которая дополнительно крепится к фаркопу. Для этого есть отверстия для болта и гайки, на которые закрепляют цепь. Если ее нет, ехать с прицепом запрещено.
На сцепном устройстве расположена электрическая вилка, которую соединяют с розеткой фаркопа. Благодаря этому сигналы поворотников, стоп-сигналы и габаритные огни автомобиля дублируются на сигнальные фонари прицепа. Без них ехать с прицепом запрещено. Со временем электрические контакты окисляются, поэтому нелишним будет проверить, все ли сигналы на прицепе работают.


Особенности эксплуатации прицепа
Распределение нагрузки. Чтобы прицеп был устойчив в поворотах, не прыгал по дороге и не спровоцировал занос, важно его правильно загрузить. Центр тяжести прицепа должен быть над осью колес. Это означает, что нельзя смещать груз в начало или конец прицепа. Его нужно равномерно распределить по всей поверхности, а если груз одиночный — разместить над осью. Оптимальная развесовка груза — 60% для передней части и 40% для задней.
В руководстве по эксплуатации или на информационной табличке прицепа указывают допустимую нагрузку. На шар фаркопа обычно приходится 10% от грузоподъемности прицепа, то есть 30—90 кг. На опорных колесах некоторых прицепов есть весы, но в жизни проверять нагрузку приходится самому. Для этого нужно попытаться поднять руками дышло отцепленного нагруженного прицепа и примерно оценить нагрузку.
Если взрослый мужчина не может приподнять дышло — передняя часть прицепа перегружена. В этом случае возрастает нагрузка на шар фаркопа и заднюю ось автомобиля. Перегруженный спереди прицеп будет стремиться приподнимать переднюю ось машины, из-за чего она может потерять сцепление с дорогой в экстренной ситуации.
Если центр тяжести смещен назад, то прицеп приподнимает заднюю часть автомобиля, что может привести к заносу. При этом прицеп раскачивает авто вверх и вниз и даже может сорваться с шара фаркопа.
Управляемость. Автомобиль с прицепом становится менее маневренным. Сложнее всего привыкнуть к тому, как прицеп ведет себя при езде назад. Обычно задняя часть авто при повороте руля вправо едет влево, а с прицепом все наоборот. Крутить руль нужно в ту сторону, куда хотите направить прицеп. Если слишком сильно вывернуть руль и продолжить движение, то прицеп может сложиться и повредить задний бампер.
При обгоне и перестроении автомобилю с прицепом нужно больше места. Об этом нужно помнить, чтобы не «подрезать» другой транспорт. При поворотах с прицепом не стоит срезать углы, а наоборот — брать радиус поворота больше привычного примерно на метр. Прицеп поворачивает по радиусу меньшему, чем проходят колеса автомобиля. Особенно это актуально на АЗС, когда водитель близко подъезжает к колонке.
При разгоне прицеп с высоким тентом или задний борт открытого прицепа создают парусность, поэтому автомобиль медленнее разгоняется. Это важно учесть при обгонах. Загруженный прицеп при торможении по инерции толкает автомобиль вперед, поэтому тормозить приходится интенсивнее и держать дистанцию вдвое больше обычной.
С прицепом не стоит резко разгоняться и тормозить. Движения должны быть максимально плавными — как при буксировке другого автомобиля. Перед поворотом следует притормозить, а после прохождения середины немного прибавить газа. Если прицеп раскачивает, водитель, скорее всего, захочет притормозить, но делать этого не стоит: все может усугубиться и прицеп сложится. Поэтому нужно ускориться, чтобы выровнять прицеп. Разумеется, если позволяет дорожная ситуация.
Еще с прицепом неудобно парковаться. Обычные парковочные карманы не предназначены для прицепов — нужно искать специальные места для длинномеров или оставлять авто с прицепом на обочине.
Траты. Расход топлива при езде с прицепом зависит от множества факторов: формы прицепа, наличия тента, скорости и направления ветра, манеры езды и местности. Даже габариты тягача важны. Например, если внедорожник будет тащить прицеп, не превышающий его по высоте, то аэродинамическое сопротивление будет меньше.
Расход топлива при езде с прицепом увеличивается от 10 до 50%. Например, если расход по трассе без прицепа 8 литров на 100 километров, то с ним будет 10 литров на 100 километров — на 25% больше.
Если автомобиль с прицепом выше 2 метров проезжает по платным дорогам, то тариф для него увеличивается до второго класса — «среднегабаритный транспорт». Стоимость проезда повышается примерно на 40%.

Правила езды с прицепом на легковом автомобиле
Скорость автомобиля с прицепом вне населенных пунктов должна быть ниже на 20 км/ч. На автомагистралях максимальная скорость — 90 км/ч, на загородных трассах — 70 км/ч. В населенных пунктах скорость может быть такой же, как без прицепа.
Габаритные огни на прицепе должны гореть в темное время суток, при плохой видимости и в тоннеле. Если габаритные огни не работают, инспектор вынесет предупреждение или назначит штраф 500 ₽ .
В прицепе запрещено возить людей. Даже если это не обычный прицеп, а прицеп-дача. Пассажиры во время движения должны быть пристегнуты ремнями безопасности. За нарушение этого правила предусмотрен штраф — 1000 ₽ .
Штрафы за езду с прицепом без документов. Если прицеп не зарегистрирован в ГИБДД и прошло 10 дней с момента его покупки, предусмотрен штраф от 500 до 800 ₽ . За повторное нарушение штраф увеличивается до 5000 ₽ либо можно лишиться прав на 1—3 месяца . Если прицеп зарегистрирован, но у водителя не оказалось при себе СТС, он получит предупреждение или штраф 500 ₽ , а прицеп могут эвакуировать на спецстоянку .
Знак «движение с прицепом запрещено». Тех, у кого мало опыта управления машиной с прицепом, может смутить знак 3.7 ПДД. Он относится только к грузовым автомобилям и тракторам — легковому автомобилю с прицепом под него проехать можно.

Запомнить
- Убедитесь, что производитель допускает установку фаркопа на вашей машине — эта информация указана в ОТТС, — иначе будет сложно легализовать ТСУ.
- Для прицепов грузоподъемностью до 750 кг достаточно прав категории B.
- При загрузке прицепа важно равномерно распределить груз, чтобы центр тяжести приходился на ось. Перегруженная передняя или задняя часть плохо влияет на управляемость.
- Автомобиль с прицепом хуже маневрирует, ему нужно больше места для перестроения, парковки и больший радиус поворотов.
- Двигаться на автомобиле с прицепом нужно плавно, избегать резких торможений и поворотов.
- Езда с прицепом увеличивает расход топлива.
- Максимальная разрешенная скорость вне населенных пунктов с прицепом — 70 км/ч. На автомагистрали — 90 км/ч.
- У прицепа есть СТС — его нужно брать с собой.
- В полисе ОСАГО вашего автомобиля должна быть отметка об использовании прицепа.
- За неработающие габаритные огни и перевозку людей в прицепе предусмотрены штрафы.
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil