Новости
5K

«Будем активно вводить алкоголь в ассортимент»: главное из интервью главы Fix Price

33
«Будем активно вводить алкоголь в ассортимент»: главное из интервью главы Fix Price
Аватар автора

Яна Ломакина

скучает по временам, когда «все по 35»

Страница автора

Управляющий директор сети магазинов Fix Price Дмитрий Кирсанов дал интервью «Коммерсанту».

Он рассказал, почему компания ввела новые категории цен на товары, какую долю в ассортименте занимает отечественная продукция и с какой группой покупателей сеть работает активнее всего.

Мы выбрали главное.

О ценообразовании

Фиксированную цену в 35 ₽ на весь ассортимент, как было в сети в 2007 году, «сохранить невозможно». Fix Price начал менять стратегию ценообразования с 2016 года: уже тогда инфляция заметно росла, увеличивалась себестоимость товаров, а курс доллара «пробил все возможные на тот момент психологические отметки».

Сеть ввела несколько ценовых категорий, что позволило сдержать рост цен и увеличить ассортимент. Сейчас Fix Price предлагает больше 2 тысяч товарных позиций в десяти ценовых категориях: самая дешевая — 55 ₽, самая дорогая — 499 ₽.

О продажах алкоголя

Кирсанов подтвердил, что Fix Price получил лицензию на торговлю алкоголем. Сеть планирует активно вводить его в ассортимент во второй половине 2025 года. Алкоголя не будет в магазинах, которые находятся рядом с образовательными учреждениями, домами культуры и поликлиниками.

О популярных товарах

Игрушки стали продаваться хуже: спрос сместился с кукол на развивающие игры. Детям стали интересны «приколы, так называемые пранки». Кирсанов предполагает, что с помощью таких вещей родители пытаются отвлечь своих детей от телефонов. Поэтому Fix Price добавил в ассортимент «коллекцию приколов».

Сейчас спрос начинает активно разворачиваться в сторону бакалеи, кондитерских изделий, соков, воды, пива. Появляются «модные продукты», которые «вирусятся» в соцсетях. Fix Price всегда следит за этим. Например, компания расширила категорию азиатских продуктов питания: от сладостей до лапши быстрого приготовления.

О школьниках-покупателях

Ядро целевой аудитории — женщины, домохозяйки. Появились новые категории покупателей: школьники, мужчины, пенсионеры. Сейчас Fix Price активно работает с молодой аудиторией. Отчасти компания расширяет ассортимент под них: например, добавляет канцтовары, развивает несколько собственных торговых марок под разные возрастные категории школьников. Спрос растет: школьники ходят в Fix Price все чаще.

Компания планирует выделить целое направление в программе лояльности, ориентированное на подростков. Для них Fix Price также пытается запустить геймификацию в приложении. Его установили уже 39,4 млн раз, активных пользователей в неделю около 2 млн.

О конкуренции с маркетплейсами

Fix Price ощущает конкуренцию с маркетплейсами, «как и все игроки рынка». У маркетплейсов есть свои преимущества: доставка, широта ассортимента. Есть и большие недостатки, например проблемы с контрафактом, качеством товара и упаковки.

Анализ Fix Price показал, что цена на онлайн-витрине зачастую в разы выше, чем в офлайне, утверждает Кирсанов. А Fix Price — это магазины рядом с домом, сеть присутствует более чем в 800 городах России и предлагает «минимальную цену на товар». В каждом собственном магазине сети работает сервис «клик-энд-коллект», позволяющий заказать товар, а потом забрать его в магазине. Это похоже на пункт выдачи заказов, «только ценовое предложение не завышено».

По мнению Кирсанова, традиционному ретейлу стоит внедрять те сервисы, которые есть в онлайн-торговле. И среди покупателей Fix Price есть люди, которым эти сервисы интересны и нужны, кто готов чуть-чуть подождать, а иногда и немного переплатить. При этом он добавил, что на онлайн приходится менее 1% от всех продаж Fix Price.

О российской и зарубежной продукции

Fix Price не важно, где произведен товар: компания обращает внимание прежде всего на себестоимость, «чтобы дать самую низкую цену на полке». Раньше в сети было только 30% товаров от российских поставщиков, а сейчас их доля выросла до 77%. У отечественных производителей проще покупать: «логистическое плечо меньше, расчеты и управление товарным запасом заметно проще».

Компания продолжает ввозить товары из-за границы, в основном из Китая и Турции. Недавно появился «дубайский шоколад» из Сербии. Это единственный продукт из Европы, который, с точки зрения Fix Price, сейчас стоит ввозить: он популярен и есть возможность закупить его по привлекательной цене.

О расчетах с зарубежными поставщиками

Глобальных проблем с трансграничными платежами у Fix Price не возникало. Были «точечные трудности», но их удавалось решать в течение нескольких дней. После отключения SWIFT сеть стала пользоваться разными способами расчетов через банки Китая, Ближнего Востока, постсоветских стран, включая Узбекистан, Казахстан и Таджикистан. «Большой багаж наработанных контактов» позволил привозить товар и оплачивать его своевременно, без каких-либо сбоев.

О роли франчайзи

Fix Price ежегодно открывает 700—750 магазинов. Сеть развивается по всей России. На некоторых территориях работают партнеры компании — франчайзи. Их не так много: они открывают от 60 до 100 магазинов в год суммарно. В основном франчайзи развиваются в удаленных регионах, в том числе и на Дальнем Востоке. Эти субъекты далеки от распределительных центров Fix Price, но партнерам компании на местах легче наладить логистические цепочки.

Если Fix Price хочет развиваться в каком-то регионе, где уже есть франчайзи, то компания либо работает с ними параллельно, либо предлагает партнерам выкупить их бизнес. В последнем случае для потребителя не меняется ничего: магазин продолжает работать без изменений.

О комфорте в магазинах

Дискаунтер не значит неудобный магазин, по крайней мере в случае Fix Price. Компания научилась создавать «необходимый минимум комфорта для покупателей». Свет должен быть не менее 800 люкс, светить ярко, чтобы товар был виден. А пол должен быть всегда чистым.

Компания следит за культурой общения сотрудников с покупателями. Во всех магазинах работает система контроля очередей, наличия товара на полках, возникновения преград в проходах. В магазинах есть кассы самообслуживания и LED-экраны с информацией об акциях. Люди постоянно снимают видео для соцсетей в Fix Price, и, наверное, «не потому, что им неприятно в них находиться».

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique

Яна ЛомакинаЗакупались в Fix Price? Как оцениваете работу этой сети?
  • ЕвгенияРегулярно закупаюсь, открыли у дома4
  • Аватаркатак, по мелочи в основном: некоторые сладости, газировка, чипсы, бытовая химия, канцтовары иногда. молоко и сахар дорого шо ппц, всегда.2
  • Ариша Шипиловазакупалась, там вполне нормальные вещи для кухни можно купить10
  • Александра НовоселоваЗакупаюсь пару раз в месяц бытовой химией и печеньем, плюс беру всякие мелочи для дома типа контейнеров, баночек и прочего.2
  • Boris Donut"Ядро целевой аудитории — женщины, домохозяйки. Появились новые категории покупателей: школьники, мужчины, пенсионеры." "Кирсанов подтвердил, что Fix Price получил лицензию на торговлю алкоголем. Сеть планирует активно вводить его в ассортимент во второй половине 2025 года."19
  • ЕвгенийПокупаю там тортильи для тако\бурито, арахис в кокосовой глазури, сладости, туалетную бумагу и всякие иные бытовые расходники. А, ну и аналог вафли-трубочки "чудо" на кассе :)12
  • Roman ProzorovАлкоголь мне кажется там лишним, конечно дополнительная прибыль владельцу, но там понятно по ценовой категории какой алгоголь будет и какой контингент в придачу, не всегда приятный. А так захожу иногда, рядом с работой или недалеко от дома. Беру в основном бытовую химию, товары для дома. Да из продуктов печенья, конфетки к чаю на работе. Народу не так много, есть кассы самообслуживания, особо дискомфорта нет. Бывает иногда отсутствие какого то товара - да как то хотел там одни пряники купить, их нет, всё раскупили или неумпели со склада выложить.22
  • SPQRBoris, 👍👍👍👍👍 А что, самое то - алкоголь для "целевой аудитории"... 😁😁😁10
  • Фёдор КоноваловСомневаюсь, что они смогут по бить по цене красное и белое. Окей. Вы бы хотели иметь возможность заказывать алкоголь в доставке с идентификацией через гос услуги?3
  • Привет, Танкист!Поздно Fix Price алко заинтересовался. Регионы уже начали фигачить ограничения на продажу по примеру Вологды. А пиво в Фиксе, вроде, и так продается давно.8
  • Dmitriy GolbergОчереди постоянные, а так норм магазинчик1
  • СветаВ Фиксике продаются актуальные штучки для интерьера, эдакая микроикея для бедных. Дешёвая канцелярия для школьников, игрушки интересные. Ещё посуда бывает неплохая. Жестяные банки для сыпучих продуктов служат на моей кухне уже более пяти лет5
  • user5836519Крайне редко , в основном раньше по дороге на дачу ( он рядом со станцией) , и то последнее время больше в Пятерочке там . Во первых ассортимент, да можно купить что то реально нужное , но редко . Потом не так все дешево как рекламируют . Но жалоб нет , сотрудники вежливые , понятно что скидочный товар не люкс . Просто у каждого свои пристрастия .1
  • Максим МироновРаньше не было маркетплейсов, они завозили дешманский Китай, и продавали с наценкой 500%, сейчас им пукан поджарили, спрос сдвинулся, они изменились и текут по спросу. Будет алкомаркет, с товарами для школьников. Их жирный плюс, что они быстро подстраиваются под тренды и соответственно, меняют ассортимент. Задумка была хорошая, но современные тенденции переломили фин поток. Написала статью Яна Ломакина, скорее всего, родственница Ломакина-создателя. Отличный мужчина, умный. Видел его выступление в лохматых годах.6
  • Забаненый за правдуУвы уже не тот. Ни фиксированных низких цен, ни обилия уникальных товаров. Еще и сотрудники все чаще какие-то странные.Поставили терминал самообслуживания. Ладно что в неудобном месте. Так обязательно кто-то из сотрудников стоит над душой и сверлит тебя глазами.И навязчиво требует карту лояльности, притом из их криворукого приложения меня постоянно выкидывает. Так как там людей мало обычно не более 1 человека-спрашивается не проще было только кассу оставить?6
  • Александр ТЧем там закупаться? Был раза три, странный товар, штучный, но чтобы вот закупаться) Никакого фикса там нет, как в названии.3
  • Даниил СмирновОчень редко покупаю там что-либо. И в целом, негативно отношусь к идее добавить в их ассортимент алкоголь: паль будет и еще больше всяких «благоухающих» тел во дворах, подъездах и некоторых уличных лифтах.5
  • SPQRRoman, вообще-то там и сейчас алкоголь есть: дешевое дрянное пиво. Остальное бухло будет такого же сорта. 😁😁😁7
  • SPQRПривет,, да, дешевая бурда из серии "ослиная моча".5
  • Покупатель дождяСтрашно представить, что это будет за алкоголь.11
  • KostetПокупатель, Обычный алкоголь как и в других сетях. Компании такого масштаба палёнкой не занимаются, себе дороже. А вот выкручивать яички производителям по цене закупа, учитывая объёмы, они давно умеют.2
  • Ян ПетровНу, вот, теперь будет за чем в Фикс Прайс ходить!0
  • GrigoriyKostet, да да я с год назад ехал в метро специально за одним конкретным ромом, уверяли что оригинал, оказалась галимая паль0
  • Boris DonutSPQR, на продажу пива и пивных напитков лицензия не требуется, а вот при наличии лицензии можно уже заняться полным спектром алкогольсодержащей продукции - вино, водка и т.п. Кстати еще один нюанс, который выглядит или подается как добрая воля бизнеса: "Алкоголя не будет в магазинах, которые находятся рядом с образовательными учреждениями, домами культуры и поликлиниками." Но дело в том, что лицензия и так не выдется организациям в радиусе менее 100 метров от детских, образовательных и медицинских учреждений, спортивных и культурных объектов.5
  • Дмитрий Веселовнеужели нам мало алкашей, что решили еще и тут активно вводить алкоголь в ассортимент? у меня возле дома: КБ (в соседнем подъезде), Бристоль в соседнем доме, пятерочка и еще один крупный сетевой магазин в 200 метрах. теперь еще и в фикс прайсе бухло будет. может надо как-то ограничить продажи? при коммунистах такой широкой (я бы сказал излишне широкой) доступности алкашки не было1
  • Наталья ПарфёноваBoris, чаще всего там именно женщины закупаются ,так что попадание есть1
  • KostetGrigoriy, Большего бреда не слышал, если паль почему в прокуратуру не обратились.0
  • IgНичего не покупаю потому что это обман а не fix price0
  • Михаил ДоброхотовДмитрий, >неужели нам мало алкашей Вероятно алкогольное лоби без дела не сидит. По статистики в России всё меньше пьют крепкого алкоголя. Но даже в самом маленьком «Магните у дома» под крепкий алко выделяют треть помещения. И там порой выбор как большом гепере.0
  • DombeyЭто ответка КБ, которые начали продавать шнуры для телефона и сухарики с запахом крабов, то есть то, чем издревле славился FixPrice.0
  • Михаил ВикторовичКнижки там покупаю в мягкой обложке, нормальные по цене-качеству.0
  • вайнотФёдор, круглосуточно!0
  • инвесткопилкаПомню, когда там все было по 36 рублей0
Вот что еще мы писали по этой теме