
Президент подписал закон о запрете навязывать покупателям дополнительные товары и услуги

7 апреля президент РФ подписал поправки в закон о защите прав потребителей, согласно которым изменятся правила продажи дополнительных товаров и услуг.
Нововведения вступят в силу 1 сентября 2025 года. Расскажу, как это повлияет на покупателей и продавцов.
Что закон говорит о навязывании сейчас
Продавцы и исполнители не вправе навязывать покупателям дополнительные товары и услуги за плату, равно как и менять цену товара в зависимости от покупки другого товара или услуги. Например, нельзя продавать автомобиль со скидкой только в комплекте с зимней резиной, а смартфон — с новой сим-картой. Кроме того, продавец обязан сообщить покупателю всю информацию о товаре до момента оплаты .
Продавец может устраивать акции — предлагать три товара по цене двух, снижать цены и так далее. Главное, чтобы покупатель мог купить товар по обычной цене без спецпредложений. Для дополнительных услуг или работ нужно письменное согласие покупателя .
Вернуть деньги покупателю продавец обязан в течение десяти дней со дня получения претензии об отказе от навязанных покупок — при условии, что товар новый.
За навязывание товаров или услуг продавца могут оштрафовать: ИП — на сумму от 2000 до 4000 ₽, малые предприятия — от 10 000 до 20 000 ₽, остальные организации — от 20 000 до 40 000 ₽ . Несмотря на штрафы, навязывание встречается повсеместно.
Житель Ярославля отправил пять заказных писем в отделении Почты России. Сотрудница приняла корреспонденцию, а мужчина оплатил отправку. Позже он заметил, что к стоимости каждого письма сотрудница прибавила по 9 ₽ за наклеивание марок. Мужчина обратился в суд и потребовал компенсацию морального вреда за то, что ему навязали дополнительные платные услуги, — 10 000 ₽.
Поскольку сотрудница почты не разъяснила мужчине стоимость каждой из услуг, суд частично удовлетворил иск мужчины и взыскал в его пользу 1000 ₽. Впоследствии он взыскал с почты и судебные расходы — 10 000 ₽.
Что изменится
Товары разделят на основные и дополнительные. При покупке покупатель должен понимать, какой товар он приобретает как основной и что ему предлагают в дополнение.
Согласие на покупку дополнительных товаров и услуг нужно будет оформлять отдельным документом или условием в договоре купли-продажи. Продавцы и агрегаторы не смогут проставлять галочки за покупателя или формировать предложение о покупке так, чтобы покупатель по умолчанию соглашался на дополнительные товары и услуги.
Согласие может быть и устным — к примеру, в продовольственных магазинах. Но это не освобождает продавца от ответственности перед покупателем. В случае спора продавец будет обязан доказать, что покупатель получил нужную информацию. Например, на ценнике, вывеске, баннере должно быть указано две цены: по акции и без нее.
По новым правилам продавец обязан:
- Указать стоимость основного и дополнительного товаров.
- Обеспечить покупателю возможность согласиться или отказаться от покупки дополнительных товаров и услуг. Если сделка все же состоялась без согласия покупателя, он вправе отказаться от навязанных товаров.
- Если согласие на покупку дополнительных товаров должно быть письменным — дать покупателю самостоятельно проставить соответствующие отметки в заявке, договоре или другом документе при оформлении покупки. Машинописные галочки запрещены.
Вернуть деньги покупателю продавец обязан в течение трех дней со дня получения претензии об отказе от навязанных товаров или услуг.
Если спор продавца и покупателя дойдет до суда, продавец должен будет доказать, что отметки в заявлении, договоре или другом документе при оформлении покупки поставил сам покупатель. Сейчас аналогичное требование действует для банков, когда одновременно с кредитом заемщик получает дополнительные платные услуги .
Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_jrnl