Новости
1K

Госдума приняла закон, позволяющий правительству огра­ничивать количество платных мест в вузах

43
Госдума приняла закон, позволяющий правительству огра­ничивать количество платных мест в вузах
Аватар автора

Яна Ломакина

отучилась на бюджете

Страница автора

Госдума приняла в третьем чтении законопроект, дающий правительству право устанавливать количество платных мест в вузах.

Документ еще должен быть одобрен Советом Федерации и подписан президентом. Скорее всего, это произойдет: в России редко отклоняют законы на данном этапе. В случае принятия документ вступит в силу 1 сентября 2025 года.

Предполагается, что правительство будет составлять перечень специальностей высшего образования, по которым количество мест для приема на платное обучение будет ограничено. Соответствующие документы должны будут вступить в силу не позднее 1 декабря.

Как пояснил глава Минобрнауки Валерий Фальков, при распределении объема платных мест для конкретного высшего учебного заведения правительство будет учитывать три критерия: средний балл ЕГЭ поступающих в вуз, а также трудоустройство и размер зарплат выпускников.

Новости из мира образования, советы по карьере и учебе, вдохновляющие истории — в нашем телеграм-канале: @t_obrazovanie

Яна ЛомакинаКак относитесь к такой инициативе?
  • ObvДумаю, что этот закон можно объединить в один пакет с законами о вступительных экзаменах в 10 класс и в ВУЗ после колледжа и назвать "На завод!". Но, кажется, что в нем не хватает еще закона об обязательной отработке школьного образования на заводе. Для начала, думаю, срок можно было бы лет 5 положить.25
  • NarrowVictoryК негосударственным вузам этот закон тоже применяется?2
  • BeeНиколай, ах, вступительные испытания — лучший инструмент для достижения баланса коррумпированности и ответственности. Чтобы гарантировано все места занимали только дети низших чиновников (дети "элиты" поедут во вражеские страны, конечно)13
  • AnnaObv, на завод и в армию8
  • ObvНиколай, потому что мы застали времена вступительных испытаний.14
  • ObvНиколай, я не знаю. У меня репетитор был из числа проверяющих работы по математике, которая была самым тяжелым экзаменом. И это, конечно, было не случайно. Но сдал я не блестяще, хотя вкупе со сданной на отлично информатикой и диктантом этого хватило на мой не очень престижный математический факультет. Поэтому не знаю, подрисовал он мне что-то или не потребовалось. Мне как коренному москвичу, конечно, гораздо лучше были вступительные экзамены в ВУЗ, чем ЕГЭ. В первую очередь даже не благодаря явной коррупции, а благодаря тому, что вступительные экзамены в ВУЗ не имели ничего общего со школьной программой. По крайней мере, по математике и информатике - так уж точно. Чтобы на основе школьной программы сдать эти предметы хотя бы на 3 надо было за три часа экзамена проделать научную работу, которую десятки выдающихся ученых вели на протяжении лет 300. Из 10 задач по математике я 3 потом учил как решать на курсе матана, причем две - еще и не в первом семестре. И кубические уравнения в программу школы не входили. Да и, в общем, все задачи не входили. Как то еще могли выгрести на трояк выпускники физ-мат школ, но из обычной школы был 100% шанс решить 0 задач. Но как же поступали люди? Очень просто - перед сдачей экзаменов все 1-2 года ходили на курсы при вузе. Где учили сдавать экзамены именно в этот ВУЗ. Для москвичей это была прям чумовая схема, потому что всякая "лимита" из регионов физически на эти курсы ходить не могла. И, конечно, пролетала на экзаменах, как фанера над Парижем. Благодаря доступу к курсам обычный среднего ума москвич успешно конкурировал с самыми умниками со всей страны за доступ к лучшим вузам. Поэтому для меня всегда было серьезным маркером, если я про кого-то узнавал, что он поступил на бюджет хорошего вуза из региона, потому что это явно далеко не среднего ума и упорства человек, что заслуживает большого уважения. Более того, мы, москвичи с курсов, еще и доп.попытку сдачи имели. "Лимита" сдавалась один раз в июне. А мы сначала сдавались тренировочно в начале мая, потом в середине мая уже сдача с зачетом оценки, а потом, если какая оценка не понравилась, то можно было перестать с "лимитой". Правда, кажется, засчитывалась только последняя оценка, а не лучшая, так что был некоторый риск. В общем, как коренной москвич я, конечно, был бы двумя руками за вступительные испытания. Только немножко совесть мешает. Знаете, что такое совесть? А ЕГЭ пусть и не идеал, но явно гораздо честнее в смысле равенства доступа к столичному образованию. И чем еще хорош - нет задр... заточки под конкретный ВУЗ.15
  • BeeНиколай, это уже не простота, а святая простата. Жопой думаешь. Тебе там ниже уже @Obv расписал один из аспектов сбалансированности вступительных экзаменов. Второй аспект — повсеместная коррупция Но зачем верить мне, если буквально о том же самом в прошлом году говорил глава Рособрнадзора "Единый государственный экзамен в нашей стране появился по той причине, что в 90-е высшие учебные заведения захлестнул неимоверный вал коррупции. <…> Все помнят, что в институт, университет можно было поступить только "по блату" и "зарешать", так сказать." https://tass.ru/obschestvo/213168815
  • НиколайObv, спасибо. Для меня ключевым вопросом стало то, что вы целенаправленно готовились к поступлению.0
  • Накину худиObv, ну на заводе тоже надо кому-то работать.0
  • ObvНиколай, ну так я был из семьи простых нищих советских инженеров и ученых. Куда уж нам. Так, коррумпировали проверяющего работы на всякий случай, создав конфликт интересов - проверка работ человеком, оказывающим платные образовательные услуги сдающему (заметьте, эта коррупция оказалось по силам даже простым смертным), т.к. нависал дамоклов меч армии, поэтому права на ошибку не было. Но понадобилась ли его помощь - не знаю. Да на мой факультет дети уважаемых людей и не поступали. А у детей уважаемых людей, думаю, всё было куда проще. И меня всегда удивляет, когда за возврат вступительных экзаменов ратуют не уважаемые люди или их дети или преподаватели ВУЗов и даже не москвичи, которым схема со вступительными испытаниями гораздо сочнее, чем ЕГЭ, а обычные россияне. Я сам хоть и москвич, но из совестливых, поэтому я двумя руками за ЕГЭ. Я не сомневаюсь, что уважаемые люди всегда дырочку найдут, но в схеме с ЕГЭ им это явно сложнее, да и честности для детей обычных людей в ЕГЭ куда больше - тоже надо затачиваться, но хотя бы всем на один и тот же экзамен, и нельзя извлечь выгоду из географической близости к ВУЗу.7
  • ObvНакину, ну так пусть нанимают на привлекательных условиях. Вроде, нанимать на завод не запрещено. В ИТ, например, не заруливают же принудительно - как то все сами набегают, еще деньги платят за курсы, желая догрести до сеньора с зарплатой 300кк\наносек :) Завод тоже так, вроде, может. Ему, думаю, даже проще, т.к. токарями, подозреваю, больше людей способно работать, чем сеньорами-помидорами в ИТ. Быть сеньором не так то просто. А если не было к этому большой склонности и интереса с детства, так и вовсе совсем непросто.14
  • Накину худиObv, я не сплрю , что сеньором быть не просто, но и хорошим токарем стать тоже не просто. Я к тому, что высшее образование изначально нужно не всем, а у нас на каком-то отрезке истории вышку стали требовать чуть ли не у уборщицы. Если способности к наукам у кого-то средненькие, значит надо учить человека работать руками, а не протирать штаны 5 лет в инсте, да еще и за деньги, получая диплом, который потом будет валяться дома. И по итогу человек окажется на заводе рядовым слесарем, или курьером в озоне, но зато с высшим образованием4
  • ObvНакину, конечно, непросто. Поэтому, наверно, завод должен постараться и привлечь людей на позицию токаря. А предварительно сделать ее такой привлекательной, чтобы люди пошли еще и заплатили за обучение на токаря, пихаясь локтями, потому что: "Токарь - это так круто! На заводе можно работать! На настоящем заводе, прикиньте!!! А условия то какие! А денжищ сколько! Видали, сколько дают на заводе, а?!? Меня, меня запишите!". И везде, как грибы после дождя, растут курсы токарей. Непонятно абсолютно, что мешает заводу так сделать. В ИТ же смогли. Хотя это совсем непростая работа. Может, вы подскажете, что же не так, почему люди хотят 5 лет протирать штаны за свои деньги, а потом иногда попадают на завод рядовыми слесарями от безысходности, но часто, к их счастью, такая доля их минует и удается пристроиться по специальности или хотя бы "бумажки перекладывать" в офис, пусть и не по специальности, но тоже не зря, т.к. в офисе всегда ВО требуют, а не сразу бегут наперегонки в ПТУ на токаря, а потом на завод? И, может, заняться наладкой этого, а не запрещать людям решать, куда им свои честно заработанные потратить?3
  • BeeНиколай, да нет, аргумент в том, что исторически вступительные экзамены были чрезвычайно коррупкоемкими Этот спор напоминает мне ситуацию когда люди, родившиеся в середине-конце 80-х, с придыханием вспоминают "как хорошо было в союзе". Это либо ностальгия по детству, либо москвичи (и то не все), либо идиоты Ты либо не застал этот опыт самостоятельно, либо ты москвич с преференциальными условиями, либо идиот. Кто ты, Коля?5
  • Олег ПогодинИ увеличить количесво бесплатных мест, я надеюсь ?5
  • BeeЖаль что я также попал пальцем в небо, когда указал на коррупцию с вступительными экзаменами. Жаль что тебе на это нечего ответить. Плак-плак3
  • Grigoriyновшества из серии закона о кухаркинех детях, товарищи депутаты, так держать, сделаем Россию традиционной а там и до крепостных авось недалеко7
  • GrigoriyНакину, почему токарей нет? потому что денег мало платят по рынку поднимайте зп- будут токари не нужно топорно волю людей ограничивать, сами разберутся кем быть и как жить4
  • GrigoriyРоман, простите а вам какое дело чем люди за свои деньги занимаются? Скоро запретят покупать томатный сок потому что кто то посчитает что лучше пусть покупают яблочный14
  • GrigoriyОлег, зря так думаете, госпожа из Шепетовки вообще предлагает в Москву перестать ездить учиться, где родился там и пригодился. Желательно еще без образования1
  • GrigoriyРоман, ну так стилл, родители сами решат куда свои деньги потратить, нет? а касательно непопулярных предметов- так у детей и до этого шанс был.ограничивая специальности другие популярность непопулярным добавится вряд ли6
  • ВеленаРоман, это.их.личное.дело.1
  • ВеленаObv, в каком это году не входили кубические уравнения в программу алгебры?)0
  • GrigoriyВелена, есть что то от советского мышления у людей которые хотят залезть другим в постель и решить что другой человек должен делать со своей жизнью и своими деньгами8
  • ObvВелена, я школу в середине 90-тых закончил. И совершенно точно про схему Горнера впервые услышал на курсах при ВУЗе. Ровно так же, как совершенно точно из всей моей группы с курсов (примерно 30 человек) решать кубические уравнения умел 1 (один) учащийся физ.мат школы. Остальные человек 29 этого не умели, ровно так же, как и я. У меня вообще 5 по математике в школе была, вы уж не сомневайтесь, в школьной математике я кое-что понимаю. Несмотря на то, что я закончил языковую спец.школу, преподавание математики в ней считалось хорошим, от нас люди и в МГУ на ВМК поступали на бюджет (причем те, кто завалили математику в моем вузе), и я выучился я в итоге на математика, а любимым предметом в ВУЗе у меня был матан.1
  • ВеленаGrigoriy, еще и определять, кому больше надо получать образование.2
  • ВеленаObv, ни капли не сомневаюсь, что хорошо учились. Я не о том. А о том как раз, что кубические прекрасно входят в программу обычной школы и даются на ЕГЭ. И это не сложное задание считается, насколько я помню. Это, скорее, к вопросу о падении кач-ва знаний, экзаменов и прочих совершенно необоснованных утверждений.1
  • ObvВелена, падения качества знаний когда к по отношению к чему? В мое время кубические уравнения учили решать только в физ.мат классах. Про то, что ЕГЭ далеко не такой простой? Я в этом и не сомневался ни секунды. В том, что их решение несложно - нисколько не сомневаюсь. В школе вообще сложным вещам не учат, поэтому абсолютно вся школьная программа - несложная. Ну как несложная, я читал, что людям с IQ ниже 90 сложно понять, что такое функция, но вообще школа - это общеобразовательное знание, поэтому ничему сложному там не учат. Какие-то относительно сложные вещи вообше разве что на последних курсах ВУЗа по профильным предметам начинают появляться. Но точно не в школе. Просто если вас не учили учить кубические уравнения, а на экзамене дали таковое решать, то вряд ли вам за 18 минут (10 задач на 3 часа, как у меня было) удатся изобрести способ его решения. Когда мне на курсах показали, как их решать, я легко с этим справлялся. Но в школе этого 29 людям из 30 человек в группе не показали, а показали только одному из физ.мат школы.1
  • Slava MillerGrigoriy, вижу вы не совсем понимаете, это не страна для людей, это люди для страны!!! /s2
  • GrigoriySlava, я понимаю что так считает страна, но вот что я отказываюсь понимать, так это то, что так считает и человек2
  • ВеленаObv, да, понятно, что если на экзе в первый раз видишь, то не поймешь. Вообще не понимаю, как это: проверять знания, которых не давали. Странно.0
  • ДимонНечего крепостным в университетах делать.1
  • ObvВелена, так в этом, видимо, и был смысл вступительных испытаний. Если на экзамене по математике 10 задач из 10 не входят в школьную программу, а на информатике - минимум 5 из 10, то вряд ли это случайность. Я так понимаю, что их хотели сделать несдаваемыми без занятий на подготовительных курсах и, вероятно, коррупции для не имеющих такой возможности, по крайней мере, для учеников не физ.мат школ. О чем мы гражданину и пишем.2
  • НиколайВелена, знаете у меня о сдаваемой в ВУЗе математике осталось такое вот впечатление. Весь экзамен строился действительно на школьной программе. Но задачи и примеры требовали несколько иного подхода, заметно отличающегося от школьного. И вот этот вот самый "нестандартный" подход был не просто важен, а необходим. Ни на какие подготовительные курсы я не ходил ввиду значительной удаленности ВУЗа от места моего проживания, но с репетитором занимался плотно чуть не в течении года. Вот он мозги в нужном направлении и развернул. Школьная программа после пары месяцев занятий с ним казалась заметно проще, чем до. Хотя и до занятий оценки всегда были не ниже 4-ки.0
  • 一狗儿Obv, любой дурак понимает что токарем ты будешь всю смену у станка стоять, а в ойти ты дома сидишь либо в комфортных условиях в офисе со всякими плюшками. Ещё и ДМС и всякая фигня в придачу. А на заводе ничего на тебя не упало, уже хорошо. Я например на заводе токарем работаю, условия то иные совсем в отличие от айтишников. Я встаю в 5 утра, в 6-45 уже работаем на заводе. Ухожу в 15-30. Вот поэтому люди и тянутся к комфорту. А завод это некомфортно, тут привыкнуть нужно, либо свои желания засунуть куда поглубже. Да и сами понимаете, токарем не обучить через дистанционные курсы, тут практика всё решает0
  • Накину худиObv, а чего так агрессивно то? Сами же и ответили на свой вопрос - потому что в офисе или на удалёнке тепло, светло и чисто, кофе и печеньки, и бумажки перекладывать сидя в кресле гораздо комфортнее, чем смену отстоять. "потом иногда попадают на завод рядовыми слесарями от безысходности" - а безысходность откуда берётся?! Потому что полученное ради корочки образование никому не нужно, либо не интересно самому человеку, потому что по этой специальности конкуренцию на рынке труда он не выдерживает, потому что предлагают ему меньше, чем условному курьеру озона.0
Вот что еще мы писали по этой теме