
«Финансовый тупик»: главное из интервью главы Почты России о состоянии компании

Глава Почты России Михаил Волков дал интервью РБК.
Он рассказал, что мешает компании конкурировать на коммерческом рынке и какие направления могут помочь ей больше зарабатывать.
Мы выбрали главное из интервью.
О конкуренции
К Почте России выдвигают более жесткие требования, чем к другим компаниям, что мешает ей конкурировать на коммерческом рынке. Инфраструктура Почты «несжимаемая»: по закону она должна покрывать более 130 тысяч населенных пунктов, и норматив зависит не от фактического объема услуг, а от плотности населения и радиуса обслуживания. В отличие от коммерческих игроков компания работает в нерентабельных локациях — их около 80%.
«Почте нужно дать возможность зарабатывать, в том числе в коммерческом сегменте, чтобы субсидировать социальную функцию».
О финансовых трудностях
В конце 2022 года произошел «фундаментальный разрыв» между устаревшей бизнес-моделью Почты России и экономическим ландшафтом. Возникли резкие изменения, требующие гибкости и скорости реакции, а требования государства к Почте остались. Результатом стал «финансовый тупик»: компании пришлось брать кредиты для покрытия процентных расходов.
О направлениях развития
Почта стремится ввести цифровой способ отправки и доставки писем. Компания уже создала электронную платформу, интегрированную с госуслугами. С ней работает более 500 органов власти и 7000 компаний. Сейчас через электронную систему Почта России доставляет более трети объема письменной корреспонденции.
Еще одно направление — доставка товаров из интернет-магазинов. Инфраструктура позволяет превратить Почту в мощного логистического оператора. «У нас уже в любой населенный пункт едет машина, и добавить туда несколько посылок от маркетплейса почти ничего не стоит», — отметил Волков.
Третья стратегия трансформации — развитие на базе почтовых отделений новых услуг там, где это особенно необходимо, — в сельской местности. К примеру, «витрины здоровья» с лекарствами. Этот проект запущен в 80 регионах страны, в 28 тысячах отделений, из них 18 тысяч — в селах. Почту просят расширить ассортимент, компания будет работать в этом направлении.
О тарифах
Почта ограничена в тарифах. На любом направлении — от Калининграда до Анадыря — она доставляет письмо в среднем за 50—60 ₽. В то же время у коммерческих компаний тариф на доставку письма из Москвы в Петербург доходит до 400—500 ₽, а из Москвы в Анадырь — до 2000—3000 ₽.
Тарифы для граждан Почта намерена сохранить, а в отношении юрлиц «возможны корректировки». Если тариф на доставку юридической корреспонденции повысить хотя бы до 100 ₽, это уже даст 60 млрд рублей в год. Сейчас Почта России субсидирует такой разрыв самостоятельно. А это деньги, которые необходимо направить на решение назревших проблем.
О зарплатах курьеров
У Почты России есть своя курьерская служба, в ней работает 1600 курьеров. Компания видит дефицит кадров на рынке труда, особенно в сфере логистики. Но ситуация, когда в период высокого сезона зарплата курьера может доходить до 300 000 ₽, по мнению Волкова, «не совсем правильная».
«Все, кто работает в логистике, понимают, что 300 000 ₽ для курьера — это чересчур для любого игрока. Это плохо для всех».
Почта не готова платить курьерам 200 000—300 000 ₽, поскольку это будет стимулировать конкуренцию за кадры. Более правильной моделью Волков назвал «построение цифровой платформы для совместного использования курьеров» с другими участниками рынка.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique