
Главное из интервью топ-менеджера ВТБ: о конкуренции с банками маркетплейсов

Первый заместитель председателя правления ВТБ Дмитрий Пьянов дал интервью «Коммерсанту».
Он рассказал, сколько активных клиентов удалось собрать банкам маркетплейсов, смогут ли они зарабатывать как классические кредитные организации и что мешает ВТБ создать свой маркетплейс.
Мы выбрали главное.
Количество клиентов маркетплейсов сопоставимо с числом клиентов Сбербанка.
«Сейчас у любого крупного маркетплейса — не важно, Ozon, Wildberries или кто-то еще — количество активных клиентов по банковским методологиям составляет под 90 млн человек. По охвату это вполне сопоставимо со Сбербанком», — говорит Пьянов. У Сбера число розничных клиентов в 2024 году составило почти 110 млн человек.
Но не все клиенты маркетплейсов становятся клиентами связанных с ними банков, подчеркивает Пьянов. Хотя он допускает, что, например, у банка Ozon в перспективе будет столько же активных клиентов, как и у самого маркетплейса.
Банки маркетплейсов хуже зарабатывают на своих клиентах
Пьянов сомневается, что «Ozon Банк» может зарабатывать на своих розничных клиентах так же, как классический банк. «В ВТБ видят, как клиенты переводят средства самим себе — со счета в ВТБ на счет в „Ozon Банке“ или „Вайлдберриз Банке“. Но, по сути, это просто перечисление средств на покупки», — говорит Пьянов.
По его мнению, основному зарплатному банку такие переводы «угрозы не несут», потому что человеку нужен банк, где он имеет зарплатный счет, держит вклад, берет кредит. «Пока у этих экосистемных банков нет зарплатных клиентов и доход на одного клиента явно меньше, чем у классических банков. У них также нет корпоративного сегмента с его преимуществом низкой утилизации капитала, их максимум — работа со своими мерчантами », — говорит Пьянов.
Он считает, что в среднесрочной перспективе любой экосистемный банк первой категории будет сравним со Сбербанком только по числу активных клиентов, но не по доходу или пассиву на клиента.
Почему банки не открывают свои маркетплейсы
«Центробанк всеми способами препятствует тому, чтобы банки создавали свои маркетплейсы», — говорит Пьянов. По его мнению, законопроект о регулировании экосистем банков гораздо более жесткий, чем законопроект о платформенной экономике. Поэтому для банков единственный способ построить экосистему — разместить ее «сверху» или «сбоку» бизнеса, чтобы она была небанковским активом и подпадала под регулирование ЦБ. Но Пьянов сомневается, что такие ограничения отвечают интересам пользователей, которые предпочитают пользоваться сервисами под одним брендом.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique