Новости
5K

«Рынок готовой еды — это огромная возмож­ность для нас»: глав­ное из интервью прези­дента Х5

29
«Рынок готовой еды — это огромная возмож­ность для нас»: глав­ное из интервью прези­дента Х5
Аватар автора

Яна Ломакина

следит за новостями

Страница автора

Президент компании Х5 Group, владеющей сетями «Перекресток», «Пятерочка» и «Чижик», Екатерина Лобачева дала интервью РБК.

Она высказалась о перспективах ограничения продажи алкоголя, рассказала о найме 100 сотрудников-индийцев в рамках компенсации дефицита рабочей силы и объяснила, почему лотки с готовой едой исчезнут из супермаркетов.

Мы выбрали главное из интервью.

Об ограничении продажи алкоголя

В Вологодской области, где ограничили продажу алкоголя в будни двумя часами, мы наблюдаем «очень смелый эксперимент», результат которого можно будет оценить ближе к лету. И пока рано говорить о том, как он скажется на продажах алкоголя в сетевых магазинах. Числа марта не очень показательные: накладывается как фактор запасов перед 8 Марта, так и пост, когда потребление алкоголя снижается.

А в долгосрочной перспективе ограничение продажи алкоголя никак не сказывается на объемах потребления. В любом случае его можно купить и люди приспособятся к изменениям. Но у такой модели есть риски: если ты не можешь купить в месте, где тебе гарантируют качество, то возможны злоупотребления с продажей контрафактного алкоголя. В Вологодской области нужно будет обратить внимание на статистику отравлений алкоголем.

Самая действенная мера для снижения потребления алкоголя — это занятость: когда человек работает, у него меньше времени на застолья. Кроме того, помогает пропаганда здорового образа жизни.

О безопасности готовой еды

Рынок готовой еды — это огромная возможность для Х5, в этот сегмент компания направит свои усилия в 2025—2026 годах. Он только зарождается, и уровень безопасности продукта пока зачастую не отвечает требованиям. Даже если произвести его с соблюдением всех норм, можно допустить ошибки при транспортировке.

X5 в плане готовой еды молодцы, но на рынке много случаев «гаражного» приготовления салатов и сэндвичей. Проблема в том, что производство готовой еды не регулируется на государственном уровне — даже нет такого термина в законодательстве. Поэтому сейчас Ассоциация производителей готовой еды совместно с Роспотребнадзором разрабатывает санитарные правила для упакованной еды. Возможно, уже к концу 2025 или началу 2026 года будет понятное регулирование этой категории.

«Раньше чем мы оперировали? У нас была кулинария на развес в магазинах, ложка в салате, что-то положили в лоточек, обернули пленочкой. Сейчас мы понимаем, что это прошлый век и не отвечает тем требованиям, которые мы устанавливаем для самих себя».

У Х5 есть программа по замещению кулинарных «развалов». У потребителей еще есть привычка покупать готовую еду, например салаты, на развес, но эта модель постепенно уйдет с рынка.

На полках магазинов будет упакованная готовая еда с этикеткой, на которой указаны рецептура, состав, срок годности и информация о производителе.

О резких скачках цен на продукты

Если цена на какой-то продукт быстро вырастает за короткое время, то после этого появляется предложение регулировать цены. Но регулирование негативно влияет на рынок и свободные рыночные отношения. Это чаще всего приводит к дефициту и недостатку товара, к скрытым комиссиям.

Бизнес и власти научились совместно работать над тем, чтобы резких скачков цен не происходило. Для Х5 это тоже не очень хорошо, и компания делает все, чтобы их не было. Любые скачки, выходящие за рамки системности, дестабилизируют, создают у покупателей ощущение, что чего-то нет, что сразу же порождает повышенный покупательский интерес к продукту.

Если поставщики предупреждают о повышении отпускных цен, Х5 не поднимает цену резко. Компания ведет диалог о возможной оптимизации себестоимости, логистики. Но Х5 не может «долго сдерживать эту историю „в ноль“», и на те продукты, по которым действительно есть обоснованный рост издержек, стоимость будет расти.

О рисках из-за высокой ключевой ставки, инфляции и дефицита кадров

Рост ставок по кредитам для Х5 выражается в необходимости «более бережного взаимодействия» с поставщиками, для которых расширение производства стало очень дорогим. С 2022 года компания пилотирует с партнерами формат, при котором занимается совместным прогнозированием того, что Х5 хочет видеть на полках своих магазинов. «Мы со своей стороны готовы помогать вплоть до авансирования посевов следующего года», — отметила Лобачева.

Дефицит кадров растет и в ретейле, и в складской логистике, и в гостинично-ресторанном бизнесе. Х5 недавно начала нанимать индийцев в распределительный центр. После приглашения будущие сотрудники получают все необходимые разрешения и сдают экзамены по русскому языку. Ретейлер заключает с ними бессрочные трудовые договоры, у них есть льготы, гарантии, им предоставляются общежитие, обеды. Сейчас в таком эксперименте Х5 участвуют около ста индийцев.

В 2024 году официальная продовольственная инфляция составила 11,05%, но «полочная» на самом деле ниже, потому что Х5 выполняет функцию стабилизатора цен. Это возможно за счет работы с поставщиками, их упаковкой, производствами — всем тем, где можно повлиять на себестоимость. Помогают и собственные торговые марки — продукты, затраты на производство и продвижение которых максимально оптимизированы.

О конкуренции с маркетплейсами

Маркетплейсы — «это наша любовь», «они огромные молодцы, респект и уважение». У них есть очень много того, чего нет в Х5 и к чему компания стремится — стопроцентный цифровой контакт с клиентом.

Но с продажей еды ситуация другая, и многие модели маркетплейсов здесь неприменимы. Пока в этом сегменте доля маркетплейсов сильно уступает традиционному ретейлу, но все идет к тому, что онлайн и офлайн будут переплетаться.

Насущный вопрос — регулирование маркетплейсов. Главное — должны быть соблюдены интересы покупателя. Даже к непродовольственным товарам, которые продаются на маркетплейсах, пока еще есть вопросы: слышны жалобы на контрафакт и отсутствие маркировки и систем прослеживаемости, необорудованность ПВЗ, дробление бизнесов и куча разветвленных схем серого импорта. Все надо устранить через законодательные инициативы.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique

  • АнонимСомнительно, но Окей Наверное это только один цех такой и больше у них нет (судя по фото или вообще с интернета скачали), а вот остальные цеха видимо давно не посещала уважаемая глава х5 ритейл групп 🤔 особенно цеха сети магазинов Перекрестков, там у многих мрак 😱 Советую заглянуть и посмотреть внимательно как у вас выстроена пищевая безопасность по ХАССП и ПЕСТ-Контроль -> тупа для галочки, а про уборку промолчу. В этих направлениях жестко экономят и это факт ) Желаю вам только лучшее и исправления ситуации чтобы показать «гаражным» цехам достойный пример, а не только на словах18
  • Дмитрий«очень смелый эксперимент», но не под запись сказала матом2
  • Иван ИвановАноним, при этом ценник дерётся такой что будто бы в чистых цехах это делали.9
  • Иван ИвановВообще во всей той истории меня бесит все!!!! 1) и то что прибыль этой x5 retal group выводится за рубеж. 2) лоббисты этой компании, по моему мнению, стали оказывать на сеть светофор через Роспотребнадзор и суды 3) бесит картельный сговор крупнейших торговых сетей 4) бесит то что фас разрешает строить этой торговой сети магазины в моем городе, не уверен в методике подсчёта и ограничивать нужно не 25 процентами, 15-20 продуктовую розницу6
  • MarkaЕщё один пример, как работодатель скорее устроит индусов в компанию, чем поднимет зарплату, чтобы вакансии закрыли местные жители.35
  • СовинокВ шапке статьи указали не те акции. Указаны ГДР, которые были до редомициляции. Действующий тикер не five, а x53
  • АленаО качестве своих товаров бы лучше беспокоились. Готовые обеды резко испортились за последние полгода. Порошковое пюре, море водянистого соуса, масса консервантов.5
  • АленаMarka, все логично. Индусам можно платить палку, всякие там отпускные-больничные-декретные им не нужны. Пенсия тоже.2
  • Сэм КартерMarka, у аборигенов есть все возможности наказать эти бизнесы, но они все равно закажут доставку, типа удобно, быстро и возможно им вкусно))6
  • JjjjЗнакомо их рвение к стабилизации цен : в магните пачка ядрёной копоти 169р за 45о г, а в 5рке 120 за 300, вместо прежних 160 за те же 450. По ценнику даже удешевили !1
  • ЛВЕда в упаковке дороже продается и дольше хранится - ничего лишнего , только бизнес Сравните: котлета, которая приготовлена на "развале" и должны быть реализована сегодня до конца дня и та же котлета, но у же под вакуумной упаковкой , которая хранится 3 дня. первая продается за 100 руб, вторая - за 2003
  • Елена НикифороваХ5 издевается над сотрудниками в магазинах. Бесплатные переработки, постоянное моральное давление, выжимают все соки. Плохая компания!!!4
  • СтаниславИван, уже не выводится. Редомициляция5
  • АленаN, так у ритейла всегда договор. Но есть нюансы (с). НапримеР, МРОТ + премии.1
  • NАлена, не может быть трудовой договор, исключающий отпуск и больничные.1
  • ЛиляЕлена, как будто бы так в любой компании происходит2
  • АленаN, спросите это у самих работников ритейла. В вк полно групп. Так-то и пеработок быть не должно, но по факту они есть и будут.1
  • ЛеонидПросто герметично упакованная тухлятина не воняет. А на развес если- покупать унюхать может. Вот и вся причина инноваций)0
  • GrigoriyСёмка, не инфляция ж виновата, а сговор производителей?)0
  • GrigoriyИван, 1) не выводится 2) светофор сам взял на себя риски юридические оформляя каждый магаз как отдельное ю/л 3) нет картельного сговора есть инфляция которая происходит из за раздутого обороназаказа и бесконтрольной эмиссии денежной0
  • GrigoriyJjjj, шринкфляция не их выдумка если что, давно обращали внимание сколько нынче весит шоколадки или масло 160грамм, уже даже не 1800
  • Сёмка ДруковGrigoriy, точно нет0
  • JjjjGrigoriy, идея не из, но они ее эксплуатируют. Такой граммовки ну у кого нет, кроме как у нрке1
  • Владимир КунаевMarka, справедливости ради, эти же местные жители потом откажутся покупать у такого работадателя продукты. Ведь цены на товар вырастут если начать поднимать зарплаты.0