
«Рынок готовой еды — это огромная возможность для нас»: главное из интервью президента Х5

Президент компании Х5 Group, владеющей сетями «Перекресток», «Пятерочка» и «Чижик», Екатерина Лобачева дала интервью РБК.
Она высказалась о перспективах ограничения продажи алкоголя, рассказала о найме 100 сотрудников-индийцев в рамках компенсации дефицита рабочей силы и объяснила, почему лотки с готовой едой исчезнут из супермаркетов.
Мы выбрали главное из интервью.
Об ограничении продажи алкоголя
В Вологодской области, где ограничили продажу алкоголя в будни двумя часами, мы наблюдаем «очень смелый эксперимент», результат которого можно будет оценить ближе к лету. И пока рано говорить о том, как он скажется на продажах алкоголя в сетевых магазинах. Числа марта не очень показательные: накладывается как фактор запасов перед 8 Марта, так и пост, когда потребление алкоголя снижается.
А в долгосрочной перспективе ограничение продажи алкоголя никак не сказывается на объемах потребления. В любом случае его можно купить и люди приспособятся к изменениям. Но у такой модели есть риски: если ты не можешь купить в месте, где тебе гарантируют качество, то возможны злоупотребления с продажей контрафактного алкоголя. В Вологодской области нужно будет обратить внимание на статистику отравлений алкоголем.
Самая действенная мера для снижения потребления алкоголя — это занятость: когда человек работает, у него меньше времени на застолья. Кроме того, помогает пропаганда здорового образа жизни.
О безопасности готовой еды
Рынок готовой еды — это огромная возможность для Х5, в этот сегмент компания направит свои усилия в 2025—2026 годах. Он только зарождается, и уровень безопасности продукта пока зачастую не отвечает требованиям. Даже если произвести его с соблюдением всех норм, можно допустить ошибки при транспортировке.
X5 в плане готовой еды молодцы, но на рынке много случаев «гаражного» приготовления салатов и сэндвичей. Проблема в том, что производство готовой еды не регулируется на государственном уровне — даже нет такого термина в законодательстве. Поэтому сейчас Ассоциация производителей готовой еды совместно с Роспотребнадзором разрабатывает санитарные правила для упакованной еды. Возможно, уже к концу 2025 или началу 2026 года будет понятное регулирование этой категории.
«Раньше чем мы оперировали? У нас была кулинария на развес в магазинах, ложка в салате, что-то положили в лоточек, обернули пленочкой. Сейчас мы понимаем, что это прошлый век и не отвечает тем требованиям, которые мы устанавливаем для самих себя».
У Х5 есть программа по замещению кулинарных «развалов». У потребителей еще есть привычка покупать готовую еду, например салаты, на развес, но эта модель постепенно уйдет с рынка.
На полках магазинов будет упакованная готовая еда с этикеткой, на которой указаны рецептура, состав, срок годности и информация о производителе.
О резких скачках цен на продукты
Если цена на какой-то продукт быстро вырастает за короткое время, то после этого появляется предложение регулировать цены. Но регулирование негативно влияет на рынок и свободные рыночные отношения. Это чаще всего приводит к дефициту и недостатку товара, к скрытым комиссиям.
Бизнес и власти научились совместно работать над тем, чтобы резких скачков цен не происходило. Для Х5 это тоже не очень хорошо, и компания делает все, чтобы их не было. Любые скачки, выходящие за рамки системности, дестабилизируют, создают у покупателей ощущение, что чего-то нет, что сразу же порождает повышенный покупательский интерес к продукту.
Если поставщики предупреждают о повышении отпускных цен, Х5 не поднимает цену резко. Компания ведет диалог о возможной оптимизации себестоимости, логистики. Но Х5 не может «долго сдерживать эту историю „в ноль“», и на те продукты, по которым действительно есть обоснованный рост издержек, стоимость будет расти.
О рисках из-за высокой ключевой ставки, инфляции и дефицита кадров
Рост ставок по кредитам для Х5 выражается в необходимости «более бережного взаимодействия» с поставщиками, для которых расширение производства стало очень дорогим. С 2022 года компания пилотирует с партнерами формат, при котором занимается совместным прогнозированием того, что Х5 хочет видеть на полках своих магазинов. «Мы со своей стороны готовы помогать вплоть до авансирования посевов следующего года», — отметила Лобачева.
Дефицит кадров растет и в ретейле, и в складской логистике, и в гостинично-ресторанном бизнесе. Х5 недавно начала нанимать индийцев в распределительный центр. После приглашения будущие сотрудники получают все необходимые разрешения и сдают экзамены по русскому языку. Ретейлер заключает с ними бессрочные трудовые договоры, у них есть льготы, гарантии, им предоставляются общежитие, обеды. Сейчас в таком эксперименте Х5 участвуют около ста индийцев.
В 2024 году официальная продовольственная инфляция составила 11,05%, но «полочная» на самом деле ниже, потому что Х5 выполняет функцию стабилизатора цен. Это возможно за счет работы с поставщиками, их упаковкой, производствами — всем тем, где можно повлиять на себестоимость. Помогают и собственные торговые марки — продукты, затраты на производство и продвижение которых максимально оптимизированы.
О конкуренции с маркетплейсами
Маркетплейсы — «это наша любовь», «они огромные молодцы, респект и уважение». У них есть очень много того, чего нет в Х5 и к чему компания стремится — стопроцентный цифровой контакт с клиентом.
Но с продажей еды ситуация другая, и многие модели маркетплейсов здесь неприменимы. Пока в этом сегменте доля маркетплейсов сильно уступает традиционному ретейлу, но все идет к тому, что онлайн и офлайн будут переплетаться.
Насущный вопрос — регулирование маркетплейсов. Главное — должны быть соблюдены интересы покупателя. Даже к непродовольственным товарам, которые продаются на маркетплейсах, пока еще есть вопросы: слышны жалобы на контрафакт и отсутствие маркировки и систем прослеживаемости, необорудованность ПВЗ, дробление бизнесов и куча разветвленных схем серого импорта. Все надо устранить через законодательные инициативы.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique