Мнения
4K

Мнение: пешеходы и велоси­педисты тратят больше денег в малом бизнесе

72

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Аватар автора

Андрей Воробей

рассказал, кто на самом деле приносит прибыль

Страница автора

Пешеходы и велосипедисты — спасители малого бизнеса, но об этом не говорят.

Комментарии к посту о том, что в России становится больше велосипедистов, заставили меня написать этот текст. Люди спорили. Кто-то радовался: «Вот, Европа! Скоро все будем гонять на велосипедах, меньше пробок, чище воздух». Кто-то сокрушался: «Все это ерунда, велосипеды не подходят для наших климатических условий. Вон в Амстердаме тепло, а у нас полгода зима». Были и те, кто рассуждал прагматично: «Государству велосипедист невыгоден. Он не тратит деньги на бензин, не платит за парковку, не страхует машину, не попадается на штрафы».

Логика понятна: автомобилист — источник дохода для экономики, а велосипедист будто бы только крутит педали и радуется. Но это не так. Если говорить не о налогах и штрафах, а о реальной экономике, именно пешеходы и велосипедисты тратят больше денег в малом бизнесе.

Кто тратит больше — водитель или велосипедист? На первый взгляд, ответ очевиден. Автомобиль — дорогое удовольствие. Бензин, страховка, техобслуживание, замена шин, мойка — сплошные расходы. Велосипедист максимум купит запасную камеру раз в сезон и пару перчаток. Водитель заезжает на заправку, покупает кофе, хот-дог, шоколадку — мелочи, но в сумме накапливается.

Но если смотреть не на затраты, а на расходы в малом бизнесе, картинка меняется. Автомобилист передвигается по городу иначе. Он в пробке, нервничает, думает, где припарковаться. Если он едет мимо, то не видит витрин, не замечает новых кофейных заведений и магазинов. Велосипедист или пешеход, наоборот, живет в городской среде.

Он едет медленно, смотрит по сторонам, может остановиться, зайти, спонтанно купить что-то.

Исследования это подтверждают. В Нью-Йорке на Манхэттене, после того как расширили велодорожки, выручка местных кафе и магазинов выросла на 49%. В Портленде велосипедисты за месяц тратят больше, чем автомобилисты, хотя за один визит сумма может быть меньше. В Сан-Франциско улицы, закрытые для машин, дали ресторанам 18% прироста прибыли.

Говорят, что у нас все иначе. Климат, привычки, любовь к машинам. Но загляните в любой центр города. Где больше людей, там больше работающих кафе. Где больше пешеходов и велосипедистов, там лучше чувствует себя бизнес.

Как велосипедисты поддерживают экономику? Вопреки мифу, что велосипедист — это бедный студент на «Урале» 80-х годов, в городах все чаще ездят офисные сотрудники, предприниматели, фрилансеры. Люди, которые сознательно выбирают велосипед не из-за нехватки денег, а из удобства. Они мобильны, тратят деньги на комфорт, любят кафе и уличную еду.

В Европе давно поняли этот эффект.

В Париже мэрия инвестирует миллиарды в велоинфраструктуру, потому что велосипедисты в магазинах тратят больше. В Берлине веломагистрали ведут к торговым улицам. В Копенгагене за счет велосипедистов вырос доход уличных торговцев и ресторанов.

В России пока все иначе. Велосипедистов часто воспринимают как помеху. «Что они тут носятся?» — возмущаются автомобилисты. А власти строят дороги, но не строят инфраструктуру для альтернативного транспорта.

Но вот парадокс: в городах, где появляются велодорожки, малый бизнес растет. Велосипедисты тратят больше, чем кажется. И если экономически выгодно иметь больше таких клиентов, может, пора перестать думать, что велосипед — это для бедных студентов и хипстеров? Возможно, это просто новый удобный способ передвижения по городу?


РедакцияЧто думаете? Поделитесь своими аргументами:
  • Александр СамострелкинЕсть только одна проблема, государство работает далеко не в интересах малого бизнеса, соответственно, им это направление не очень интересно.42
  • ЖукАлександр, и не в интересах велосипедистов, да и пешеходов тоже)6
  • Андрей ВоробейАлександр, Государство, конечно, не заинтересовано в малом бизнесе. Оно больше любит что-то большое, громоздкое, управляемое. Но это ведь старая история — кто-то мешает, кто-то выживает, кто-то даже преуспевает. Просто вместо поддержки получаешь квест: пройди все круги ада и попробуй не разориться.9
  • Александр СамострелкинАндрей, согласен.2
  • Андрей ВоробейЖук, так вы их когда нибудь видели не на автомобиле?😄 Они не сильно понимают что это такое: ходить пешком и ездить на велосипеде. А из за стекла автомобиля прекрасный вид на город — смотрите как все похорошел! — говорят они нам😄11
  • Helg SvartЕсть несколько моментов, которые хотелось бы озвучить под этим постом. Первый: живу на юге, и вроде бы можно было пользоваться велосипедом, вот только с ноября по апрель слякоть (хоть и с частыми проблесками), особо не покатаешь, а с мая по сентябрь жара от 30 и выше, и тоже особо не покатаешь. В Западной Европе с этим стабильнее: зимы теплее, лето холоднее. Второй момент это инфраструктура. Уж не знаю как там в Москве с шириной тротуаров и инфраструктурой для велосипедистов, но в южных городах с этим печально. Ну и третий момент - это культ автомобиля. Тридцати или сорокалетние мужики гоняют на велосипедах либо по фану, либо на них смотрят как на идиотов. Если ты пользуешься общественным транспортом, или велосипедом с самокатом в этом возрасте, то жизнь у тебя не удалась (такое общественное мнение у нас на юге)8
  • ДмитрийПо мне - если хочу кофе и выпечку, я ее куплю и на машине и пешком и на велосипеде. Более того , на последнем я наименее активно покупаю - потный, плюс большие вопросы по сохранности оставленного велосипеда. Эффект пешеходных улиц - просто там комфортно и туда приходят посидеть. Но общее количество покупок неизменно. (Ну не съем я тройную порцию)19
  • siba4nikРоссия — автомобильная держава. Мы живем в огромной стране, где удобнее всего передвигаться на авто (свой, такси, каршеринг). Например, если мы говорим про Москву, то общественный транспорт даёт возможность избегать пробок и удобно, быстро и дёшево добираться до работы и обратно. В регионах с общественным транспортом еще хуже, не говоря уж о велокультуре. В Москве на велосипеде удобно передвигаться на небольшие расстояния, и все равно инфраструктуры нет, либо ты мешаешь водителям, либо пешеходам, выделенных дорожек очень и очень мало. Мой выбор — автомобиль/такси, каршеринг мне не зашёл (муторно, дорого и куча подводных камней), общественный транспорт тоже оказался не удобен. В итоге мне проще всего пользоваться своим авто, которое всегда в доступе. Такси использую для поездок в центр или для встреч с друзьями, когда есть желание выпить и нецелесообразно ехать на своей машине. Сейчас мои поездки в основном ограничиваются маршрутом 15 км в день (на работу и обратно). Удобно ездить на машине: 20 минут туда, 40 обратно. У дома всегда есть парковка (стихийная), а на работе своё парковочное место. Если бы я ездил на общественном транспорте или велосипеде, то это было бы и дольше, и неудобнее.3
  • Айгуль ХабибуллинаHelg, В Западной Европе примерно так же, как на нашем юге. Такая же слякоть зимой и такая же жара летом, особенно в последние годы. Ничего, ездят)1
  • Айгуль Хабибуллинаsiba4nik, так авто поэтому и удобнее пользоваться, что в городе всё делают под авто. Строят дороги, заправки, скоростные шоссе и прочее. На велоинфраструктуру нужна прежде всего политическая воля, иначе у нас так и будут всё делать только для автомобилистов, и ситуация не изменится. Это долгий и постепенный процесс, по которому идут сейчас все современные города. Москва тоже старается, но пока плохо.11
  • Светлана МехедоваКто думает "Бедные велосипедисты" - вы видели цены на велики (90 000р и выше)? И это просто покататься по городу, желательно без травм 😅🫣🚲10
  • АлисаHelg, на днях в кафе видели дядечку лет 50 в велоформе, а на выходе велик у него конечно супер заряженный я думаю $5-7к. Как бы знающие люди сразу оценят. Тот же Тиньков... помню он в 15 году имел велик за 500к. Еще гендир и владелец фабрики гонял на работу на велике. Машина у него тоже была, конечно, но для маленького города где была фабрика это было прям разрыв шаблонов. А еще когда президет Армении в Москве ездил на велике было прикольно. И да велик во многом это даже показатель роскоши. Велик это как часы свотч у Абрамовича. Только человек которому никому ничего не нужно доказывать может себе позволить с кайфом доезжать на работу, при этом это и тренировка. Машина нужна, но явно не для ежедневных регулярных поездок. А так на ежедневку плебеи пусть в пробках стоят из своих муровейников.11
  • Алисаsiba4nik, уровень автомобилизации в России ниже чем в велосипедной Европе.3
  • АлисаHelg, велосипед не должен ездить по тротуарам, как и самокат. Даже я трусиха такая предпочитаю двигаться по проезжей части, хотя если есть удобная велополоса я ее предпочту.0
  • АнтиконсьюмеристСогласен с автором, но не во всём. Я бы не сказал, что велосипедистов становится заметно больше. Автомобилизация населения в целом по-тихоньку растёт, сейчас уже не меньше половины людей в возрасте 20-50 лет имеют автомобили и ездят за рулём. Общественным транспортом в основном пользуется старшее поколение (пенсионеры, работники заводов и т.д.) и подростки - те, кто ещё не успели обучиться вождению. А велосипедистов примерно одинаковое количество во все времена (по крайней мере, в нашей черноземной полосе). Некоторая часть пешеходов и автомобилистов становятся велосипедистами время от времени - чтобы избежать пробок / давки в ОТ или просто для физической нагрузки. И да, велосипед - это действительно транспорт только для теплого времени года. 95% велосипедистов пересаживаются на ОТ или автомобиль, как только начинаются осенние дожди, и снова расчехляют велики только после высыхания последнего растаявшего снега в марте-апреле.2
  • АнтиконсьюмеристHelg, насчёт последнего предложения я бы поспорил. Сейчас уже такое отношение практически ушло в прошлое. Стало модно заниматься спортом, в том числе ездить на велике. Да и велики в последнее десятилетие стали заметно круче, есть очень дорогие модели, владельцев которых точно неудачниками не назовешь))4
  • Андрей ВоробейАнтиконсьюмерист, Согласен, что автомобилизация растёт, но, пожалуй, не так линейно. В крупных городах всё больше людей осознанно отказываются от личного авто в пользу ОТ, самокатов и тех же велосипедов – не столько из-за пробок, сколько из-за стоимости содержания и банального отсутствия парковок. А насчёт велосипедистов – тут, конечно, многое зависит от региона. В мегаполисах их заметно прибавилось, особенно с развитием велоинфраструктуры. Да, сезонность никто не отменял, но с каждым годом даже в холодное время появляется всё больше тех, кто продолжает ездить – просто уже не в футболке, а в термокуртке. В общем, всё меняется, но не в одну сторону 🚲4
  • АнтиконсьюмеристАндрей, согласен, в миллионниках на велосипеды пересаживаются больше людей. У нас в 300-тысячнике велосипедизация не особо идёт, пока только машин всё больше становится))4
  • Helg SvartАлиса, вот теперь осталось это объяснить не мне (я то не стесняюсь пешком ходить и на велосипеде ездить), а нескольким миллионам жителей юга. Я уже как-то приводил в пример моего коллегу, который сперва с похмелья начал ездить на самокате на работу, а потом настолько привык и оценил преимущества, что стал регулярно это делать. Как объяснить это миллионам людей?6
  • Helg SvartАлиса, согласно ПДД, велосипедист может и там и там ездить2
  • Helg SvartАнтиконсьюмерист, одно дело по фану катать, а другое дело регулярно1
  • АлисаHelg, Пункт 24.2 говорит, что велосипедисты должны двигаться по велодорожке, а при её отсутствии — по обочине или крайней правой полосе. Пункт 24.7 ПДД РФ гласит, что движение велосипедистов по тротуарам, пешеходным дорожкам и обочинам разрешается в следующих случаях: — Если велосипедист моложе 14 лет. — Если велосипедист везёт ребёнка до 7 лет на специальном сиденье. — Если велосипедист сопровождает ребёнка до 14 лет, который сам едет на велосипеде. — Если на проезжей части или обочине движение велосипедиста создаёт опасность (например, из-за плохой видимости, ремонта дороги, сложных погодных условий). Во всех этих случаях велосипедист должен уступать дорогу пешеходам и не создавать для них неудобств. То есть просто так взрослым ездить по тротуару нельзя — только при наличии одной из этих причин2
  • ДмитрийВсе ваши примеры-про города, где борются с автомобилями, жестко ограничивают парковку, прикручивают камеры на каждый столб. Неудивительно, что водитель нервничает, предпочитает лишний раз не парковаться, а хоть какая то жизнь есть только там, где большой пешеходный трафик-возле человейников, жилых или офисных, да на нескольких барных улочках в центре. Сколько то заполненных велосипедных парковок перед каким то магазином или кафе не видел никогда. Но еще 15-20 лет назад все было иначе в той же Москве. Ты мог спокойно остановиться на Тверской, Комсомольском, ТТК, Садовом, Ленинском и остальных больших улицах, которые сейчас в запустении, что то купить или съесть. Простаивающие сейчас торговые помещения на первых этажах сдавались за безумные деньги, и на это право аренды записывались в очередь. Почти что угодно работало круглосуточно. Было понятие "флагманского магазина", который должен был иметь каждый уважающий себя бренд. И все это сгинуло с запретом парковки.5
  • Николай Б.Если еду на велике далеко, беру с собой воду и что- нибудь поесть. Все эти кофейни мне глубоко пофигу. Так что с автором не согласен. Да и велик сейчас где-то на улице без присмотра оставлять страшно. Даже пристёгнутый.3
  • 2128506Андрей, Думаю, далеко не все автомобилисты так считают. Там, где можно проехать на машине ничего интересного давно нет.2
  • user6178098Тоже приобрёл в этом году велосипед, для поездок на работу, 3км, и по району, на велике быстрее иной раз, чем на транспорте с пересадками! Челябинск, Калининский район!3
  • Евгения МалиновскаяСветлана, по городу покататься дешевле в аренду взять тогда1
  • DGПри всем уважении к солидной авторской аргументации я не могу согласиться. Если смотреть только с точки зрения кафе и магазинчиков в городе - скорее да, по крайней мере лично я скорее зайду в кафешку, если еду на самокате. Но на автомобилистов тоже ориентируется много малых бизнесов: мойки, автосервисы, шиномонтажи. Часто рядом с ними небольшие кафе и магазинчики. Даже оптовые базы с цветами часто расположены так, что без авто туда не доберешься.2
  • вайнотВ рестораны на личном авто, если только с водителем. Так и бокал не пригубить. Магазины и прочие заведения только с парковкой рядом и не за 300+ рублей. На велосипеде по парку норм покататься. Нечего по центровым улицам им ездить. Так что остаются только пешеходы - пару кофе и булка, типа.2
  • Евгения СтепановичHelg, бред понаписал. В Краснодаре жизнь не удалась если ты работаешь с 09.00 до 18.00 и нужно как-то добираться утром на работу и вечером домой по 10бальным пробкам. Когда стабильно тратишь на стояние в пробках 3 часа в день, на такие глупости как общественное мнение становится глубоко пох.1
  • Алисаsiba4nik, да1
  • Айгуль ХабибуллинаДмитрий, уже давно не на уровне погрешности)) Вы летом уезжаете из Москвы что ли?) Количество велосипедистов растет, я уж не говорю о самокатчиках, которым тоже нужна инфраструктура. И большинство используют симы и велы именно как транспорт - была такая статистика по Москве. А штрафы и запреты - ну е-мое, мы живем в стране, где что-то запрещают практически каждый день))) Кстати, из Голяново в Чертаново вполне можно сгонять на электричке, где есть места для велов - вообще не проблема) Это даже быстрее и удобнее, чем на авто по пробкам.1
  • ДмитрийАйгуль, 59 мин на машине, 1.40 на транспорте, 3 часа на велосипеде и 6.5 пешком. Это в будний день 19.00 зимой, самые пробки Извините, но как то альтернативы не вдохновляют) А насчет катающихся-летом я все время на дороге на мото, в гуще событий. Арендный самокат-да, стал транспортом. Велосипед-нет, катаются по паркам и не так уж их много.2
  • Helg SvartЕвгения, ну не бред. В части того, что пробки объезжать на велосипеде удобнее, я согласен, но общественное мнение и в Краснодаре говорит обратное. Если бы в Краснодаре не было культа автомобилей, то и десятибальных пробок тоже не было бы. Попробуйте-ка отговорить соседей из Адыгеи пересесть на велосипеды, думаю, веселое видео получилось бы0
  • Александр ВоробьевЯ больше 10лет езжу на велосипеде на работу и еще умудряюсь подрабатывать.зима и лето это класс1
  • Александр ВоробьевСветлана, я покупал в екатеринбурге велик за 6т.рублей.пригнал в челябинск и сделал из него умным.даже дпс были в шоке когда меня остановили.сказали что их машина отдыхает.надо с любовью в этом мире относиться к всему2
  • Андрей ВоробейДмитрий, Справедливо! Велосипедист, конечно, не питает свой байк круассанами, а себя — капучино на каждом углу. Но штука в том, что когда ты за рулём, ты чаще проезжаешь мимо, а когда идёшь пешком или крутишь педали — город как будто подталкивает: «О, классная булочная, а что там за витриной?» И вот уже тормозишь, берёшь что-то «на ходу» или решаешь посидеть. Хотя, конечно, если есть талант есть тройную порцию — это уже совсем другой уровень городской экономики!0
  • Андрей ВоробейHelg, Вы описали условия, в которых велосипед превращается в экстремальный спорт: зимой — грязевой рейд, летом — квест «не растаять по пути». Инфраструктура тоже, видимо, работает по принципу «ну вам же весело и так?» А культ автомобиля — это отдельная история, где чем больше железа под капотом, тем выше социальный статус. В итоге получается, что передвижение на велосипеде — это не просто про транспорт, а почти про гражданский подвиг. Но вот ведь парадокс: как только появляются удобные велодорожки и хоть какая-то культура передвижения, вдруг оказывается, что велосипедисты не только не «лузеры», но ещё и доезжают быстрее, дешевле и без нервного тика от пробок. Так что, может, лет через десять на юге будут не только 30-градусные температуры, но и велосипедисты, которых не считают героями-изгоями?3
  • Андрей ВоробейДмитрий, То есть, раньше жизнь в городе бурлила, потому что можно было бросить машину на Тверской, а сейчас всё запустение? Звучит как воспоминания о золотом веке, когда бензин был дешевле, а трава зеленее. Но если бы бизнес зависел только от парковки, то, выходит, без неё люди вообще перестали бы есть, покупать вещи и ходить в магазины? Но как-то ведь не перестали. Флагманские магазины заменились шоурумами и доставкой, ночная торговля сместилась в барные улицы, а «запрет парковки» почему-то не убил рестораны на Патриках или магазины в Столешникове. Может, проблема не в парковке, а в том, что город просто меняется, и сейчас ставка делается на тех, кто ходит, а не тех, кто ищет, куда бы впихнуть седан на аварийке?2
  • Андрей Воробейsiba4nik, Вы описали идеальные условия для автомобиля: есть парковка у дома, есть место у работы, маршрут — короткий и понятный. В такой ситуации машина действительно выигрывает. Но вот вопрос: а что делать тем, у кого парковки нет, а пробка не 40 минут, а 2 часа? Или тем, кто живёт в городе, где автомобиль — это не удобство, а бесконечный квест «найди место и не получи штраф»?Москва и правда долго оставалась городом, заточенным под машины, но сейчас она меняется: строится метро, появляются велодорожки, пешеходные зоны. Для кого-то это неудобства, для кого-то — шанс передвигаться быстрее и проще. И, возможно, если бы инфраструктура была другой, выбор транспорта тоже стал бы шире. Пока что в регионах альтернатив маловато, но если бы всегда руководствовались принципом «всё равно не сработает», мы бы до сих пор ездили на лошадях.2
  • Андрей ВоробейDG, Справедливое замечание! Малый бизнес тоже разный, и автосервисы без автомобилистов, конечно, выглядят так же нелепо, как веломагазин без велосипедистов. Но тут вопрос не в том, что один вид транспорта важнее другого, а в том, кто создаёт повседневный трафик. Автовладельцы приезжают в нужную точку и уезжают. Пешеходы, велосипедисты, самокатчики двигаются медленнее, чаще останавливаются, заходят туда, куда раньше и не планировали. Поэтому у шиномонтажа будет работать палатка с хот-догами, а на пешеходной улице — кофейня с высокой арендеой, но постоянным потоком клиентов. Разные форматы бизнеса находят своих людей, но если город хочет живых улиц, он делает ставку на тех, кто по этим улицам ходит, а не только проезжает мимо.2
  • Андрей ВоробейАлександр, Ваш комментарий — это хардкорная версия реальности, и, увы, в нём много правды. Велосипедист, который хочет заехать в веломагазин и не бояться выйти из него пешеходом — это уже почти философский парадокс. Велопарковки? Зачем. Пространства для клиентов? Да ну. Клиентоориентированность? Слово сложное, подозрительное. Но тут два момента. Первый — в городах, где велосипедистов становится больше, бизнес со временем всё-таки подтягивается. Те же кофейни в Европе когда-то тоже не ставили велостойки, пока не поняли, что теряют клиентов. Второй — велодвижение пока действительно не тот «готовый» сегмент, за который все борются. Но ведь и культура автомобилизации тоже не родилась за один день. Сначала были лошади, потом первые безумцы на машинах, которых считали странными, потом парковки, АЗС, автомойки. Велосипедистам пока приходится бороться за право нормально существовать, но если их число растёт, бизнесу всё равно придётся меняться. Иначе в какой-то момент уже ему скажут: «Покупай что дали, плати много, уходи быстро».1
  • Helg SvartАндрей, ну да, ну да, а миллионы праворульных жигулей заполнят пространство японских хайвеев 😁1
  • ДмитрийАндрей, посмотрите на перечисленные улицы, на первые этажи видовых сталинок. Там или вообще пусто и пыльно, или какие то очень сомнительные и не очень успешные точки. Конечно торговля зависит от трафика, и автомобильный трафик свели к 0. Обратите внимание, что за ттк и в спальных районах, где попроще с парковкой, поживее. Самое наглядное-сравните один и тот же Ленинский, абсолютно мертвый между ттк и садовым-там не встать, и более менее живой между Ломоносовским и ттк-где на дублере как то можно приткнуться. А сидящие в человейниках и лишний раз оттуда не выходящие люди да, теперь все заказывают на маркетплейсах, которые в каждом корпусе, и в доставке втридорога. Ночная торговля на барных улицах это чем, настойками? И сколько тех живых барных улиц, Никольская да Маросейка.0
  • TheHrickoДа ну не, ну какие велосипеды в повседневной жизни, они неэффективные, только если в качестве развлечения. Живу на юге и у нас велосипеды можно использовать только в небольшой период весны и осени, так как с ноября по март слякоть, с марта по ноябрь - жара адская. Кто живёт в центре и ездит на работу и домой только - ну окей, возможно, опять же, как за продуктами заезжать мне непонятно. Да и если ты хотя бы какой-то небольшой начальник и бизнесмен - велосипед отпадает полностью, на тебя будут смотреть как на дурачка деревенского.1
  • Андрей ВоробейTheHricko, То есть велосипед — это неэффективно, но стоять в пробке или наматывать круги в поисках парковки — это прям квинтэссенция продуктивности? Жара и слякоть — аргумент, но тогда как живут в Барселоне, Тель-Авиве, где климат не менее весёлый? Может, всё-таки дело не в погоде, а в инфраструктуре и привычке? А насчёт начальников и бизнесменов… Тут два варианта: либо выглядеть солидно в пробке, либо доехать быстрее и не ждать три светофора подряд. Да и вообще, если образ «начальника» так хрупок, что его может разрушить велосипед, возможно, проблема не в велосипеде?1
  • Андрей ВоробейЛилич, Абсолютно разумный подход! Если в городе метро и хороший общественный транспорт, то машина действительно становится не обязательной, а опциональной вещью — для перевозок, поздних поездок или случаев, когда просто лень разбираться с маршрутами. А насчёт таксовать «на чёрный день» — тут, конечно, палка о двух концах. С одной стороны, как запасной вариант — да, с другой, рынок такси сейчас и так переполнен, а условия всё чаще напоминают квест на выживание. Так что отсутствие прав — не минус, а просто рациональное распределение ресурсов. Зачем брать на себя лишнюю обузу, если твоя схема уже работает?1
  • ДмитрийАндрей, просто для меня в состоянии "велосипедист" вопрос безопасного оставления велосипеда большой тормоз в покупках.4
  • egahСветлана, "ашанбайки" стоят по 20-30к (мб и меньше можно найти, если устроит современный аналог складного Аиста), этого для катания по городу более чем0
  • DTHelg, у нас пациенты речевого центра межу собой промывали кости специалисту, мол, как несолидно на самокате на работу в тридцатник приезжать. ну он прислушался, купил машину, солидный и непомерно разжиревший теперь всюду на машине🙄2
Вот что еще мы писали по этой теме