
Мнение: пешеходы и велосипедисты тратят больше денег в малом бизнесе
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции
Пешеходы и велосипедисты — спасители малого бизнеса, но об этом не говорят.
Комментарии к посту о том, что в России становится больше велосипедистов, заставили меня написать этот текст. Люди спорили. Кто-то радовался: «Вот, Европа! Скоро все будем гонять на велосипедах, меньше пробок, чище воздух». Кто-то сокрушался: «Все это ерунда, велосипеды не подходят для наших климатических условий. Вон в Амстердаме тепло, а у нас полгода зима». Были и те, кто рассуждал прагматично: «Государству велосипедист невыгоден. Он не тратит деньги на бензин, не платит за парковку, не страхует машину, не попадается на штрафы».
Логика понятна: автомобилист — источник дохода для экономики, а велосипедист будто бы только крутит педали и радуется. Но это не так. Если говорить не о налогах и штрафах, а о реальной экономике, именно пешеходы и велосипедисты тратят больше денег в малом бизнесе.
Кто тратит больше — водитель или велосипедист? На первый взгляд, ответ очевиден. Автомобиль — дорогое удовольствие. Бензин, страховка, техобслуживание, замена шин, мойка — сплошные расходы. Велосипедист максимум купит запасную камеру раз в сезон и пару перчаток. Водитель заезжает на заправку, покупает кофе, хот-дог, шоколадку — мелочи, но в сумме накапливается.
Но если смотреть не на затраты, а на расходы в малом бизнесе, картинка меняется. Автомобилист передвигается по городу иначе. Он в пробке, нервничает, думает, где припарковаться. Если он едет мимо, то не видит витрин, не замечает новых кофейных заведений и магазинов. Велосипедист или пешеход, наоборот, живет в городской среде.
Он едет медленно, смотрит по сторонам, может остановиться, зайти, спонтанно купить что-то.
Исследования это подтверждают. В Нью-Йорке на Манхэттене, после того как расширили велодорожки, выручка местных кафе и магазинов выросла на 49%. В Портленде велосипедисты за месяц тратят больше, чем автомобилисты, хотя за один визит сумма может быть меньше. В Сан-Франциско улицы, закрытые для машин, дали ресторанам 18% прироста прибыли.
Говорят, что у нас все иначе. Климат, привычки, любовь к машинам. Но загляните в любой центр города. Где больше людей, там больше работающих кафе. Где больше пешеходов и велосипедистов, там лучше чувствует себя бизнес.
Как велосипедисты поддерживают экономику? Вопреки мифу, что велосипедист — это бедный студент на «Урале» 80-х годов, в городах все чаще ездят офисные сотрудники, предприниматели, фрилансеры. Люди, которые сознательно выбирают велосипед не из-за нехватки денег, а из удобства. Они мобильны, тратят деньги на комфорт, любят кафе и уличную еду.
В Европе давно поняли этот эффект.
В Париже мэрия инвестирует миллиарды в велоинфраструктуру, потому что велосипедисты в магазинах тратят больше. В Берлине веломагистрали ведут к торговым улицам. В Копенгагене за счет велосипедистов вырос доход уличных торговцев и ресторанов.
В России пока все иначе. Велосипедистов часто воспринимают как помеху. «Что они тут носятся?» — возмущаются автомобилисты. А власти строят дороги, но не строят инфраструктуру для альтернативного транспорта.
Но вот парадокс: в городах, где появляются велодорожки, малый бизнес растет. Велосипедисты тратят больше, чем кажется. И если экономически выгодно иметь больше таких клиентов, может, пора перестать думать, что велосипед — это для бедных студентов и хипстеров? Возможно, это просто новый удобный способ передвижения по городу?