Я работала бортпро­водником и дважды уходила из одной авиакомпании

История читательницы
25
Я работала бортпро­водником и дважды уходила из одной авиакомпании

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам Журнала

Аватар автора

Рыбка Дори

вспоминает прошлое с ностальгией

Страница автора

Я проработала в российской авиакомпании восемь лет.

Восемь прекраснейших лет моей жизни. Мы возили россиян на отдых — летали за границу и обратно. Были очень крутые командировки по несколько дней в Таиланд, Вьетнам, Доминикану, Индию и другие популярные туристические направления.

Работа была физически тяжелая из-за ночных перелетов, смены часовых поясов, перепадов давления и уставших ног. Но я ее очень любила, и меня устраивала зарплата, коллектив и условия труда. Еще мне нравился двухмесячный отпуск, во время которого никто не дергал, регулярные медосмотры от компании, отсутствие рутины, большой коллектив и моря-океаны в любое время года.

Расстаться было нелегко, но пришлось.

О работе

Я пришла в эту компанию сразу после университета, в 2014 году, мне был 21 год. Попала случайно через знакомого в этой сфере, он и позвал на собеседование. Решила попробовать, и все получилось. Уже через полгода летала в командировки на моря. Эта работа открыла мне возможности не только зарабатывать, но и смотреть мир с такими же крутыми и молодыми ребятами, как и я. Не жизнь, а праздник!

Иногда морально приходилось непросто, потому что все пассажиры разные. Были конфликтные, теряющие адекватность после употребления алкоголя, но в этой профессии быстро закаляешься и учишься не принимать все подряд близко к сердцу.

Обычно я получала на руки 70 000—90 000 ₽ в месяц. В эту сумму входил оклад, около 15 000 ₽, остальное начисляли за часы налета, плюс командировочные и доплата за вредность и ночные часы работы. Каждые полгода-год были обязательные медосмотры и аварийно-спасательная подготовка. Их оплачивал работодатель, как и трансфер, питание и проживание.

В месяц у меня выходило 12—15 разворотных рейсов, когда самолет летит туда и сразу обратно. Если они были со стоянками, это считали командировкой, их было раза в два-три меньше. Стояли в пункте прибытия до пяти дней.

В пандемию ситуация ухудшилась: у меня мог быть один рейс в месяц. Мы сидели на голом окладе и получали около 20 000 ₽. Верили, что все образуется, и ждали, когда это произойдет. Но в 2022 году началась СВО и дела пошли еще хуже, потому что вводили санкции и ограничивали перелеты.

В 2020 году сократили сервис для пассажиров и убрали из питания на борту горячее и соки. После 2022 года стали сокращать уже нас.

Незаконное увольнение и суд

Внешне сокращение было законным, потому что нас предупредили за два месяца, как по ТК. Увольнения были не только в нашем филиале, но и в других городах.

А потом пошли нарушения. Например, кандидатов на сокращение выбирали на основании личных симпатий, хотя по закону предпочтение должны отдавать работникам со стажем и квалификацией. Под сокращение подпало много опытных сотрудников, которые не ходили в любимчиках у руководства. У меня были ровные отношения с начальством, но я тоже попала в список сокращенок.

Дальше компания негласно создала другое отделение, куда переводила угодных. Затем, когда нужных работников переместили, наше подразделение планировали ликвидировать. В этот период коллектив раскололся надвое, внутри него стало много перешептываний, заискиваний, слухов и интриг. Все боролись за место под солнцем как могли. Начальство просило избранных сотрудников поменьше общаться с нами и держать все в строжайшей тайне. Нетрудно догадаться, что в большом коллективе это утопия.

В итоге через два месяца после уведомления о сокращении штата нас уволили. Но у нас в коллективе была группа революционеров. Так я называю ребят, которые не позволяли на себе ездить, были несговорчивыми сотрудниками, боролись за правду и не рассчитывали на лояльность руководства.

Видя, что происходит, они объединились и обратились в прокуратуру. Кто-то действовал в одиночку. Я решила быть с толпой, потому что не сильно подкована в законах и не хотела погружаться в это. В нашей группе было двадцать человек. Мы создали чат в «Телеграме» и обсуждали там ход дела.

В своем обращении мы просили прокуратуру защитить наши права и обратить внимание на ход сокращения, писали о нарушениях, рассказали о создании второго отделения для избранных сотрудников и подробно описали все, что происходит.

Работники прокуратуры скрупулезно собирали данные, проверяли документы организации, проводили видеозвонки. На них были представители нашей инициативной группы, начальство нашего филиала и выше из другого города. На этих созвонах мы обсуждали все: сокращаемые выдвигали претензии, начальство парировало, а прокуратура задавала вопросы и слушала всех участников. В итоге нарушения выявили, но процесс был не быстрым.

Затем мы подали коллективный иск в суд. В нем просили восстановить нас на работе и оплатить время вынужденного прогула. Разбирательство и прокурорская проверка длились полгода, и за это время работодатель должен был мне выплатить около полумиллиона рублей. По решению суда меня восстановили на работе и взыскали с компании эту сумму в мою пользу.

Уход из авиации

Каждый, кто боролся, понимал, что больше в компании не останется. В день, когда меня восстановили, я написала заявление об увольнении по соглашению сторон. Некоторые сотрудники остались работать, потому что надеялись, что помирятся с начальством, пойдут в рейс и все будет как прежде.

Было горько и больно расставаться, но также глупо верить, что получится потушить горящую избу одним ковшиком. Если вы решили пойти по пути отстаивания своих прав, будьте готовы попрощаться с компанией, где работали.

В итоге этот филиал ликвидировали и наш дружный коллектив остался только на фотографиях с ярких командировок.

С ностальгией вспоминаю свою работу и, кажется, буду помнить ее всегда. Свои путешествия, тысячу и одну историю с рейсов, крутых коллег, моря и пляжи, манго-шейки, Кубу и Тай, Новокузнецк и Барнаул, рассветы и закаты на высоте 10 тысяч метров.

Меня часто спрашивают, почему я не стала дальше работать бортпроводником. Отвечаю, что в моем городе нет достойной альтернативы, а переезжать я не намерена. Да и себе сказала, что это моя последняя авиакомпания. На мой взгляд, важно вовремя уйти из профессии, а я и так в ней задержалась, проработав восемь лет.

Пережить увольнение в финансовом плане мне помогла подушка безопасности, плюс я получила три оклада от работодателя по сокращению и зарплату за полгода вынужденного прогула, когда нас восстановили на работе, получилось около миллиона рублей. Позже я еще оформила пособие по безработице.

Жизнь после

После увольнения я встала на биржу труда. По программе «Цифровые профессии» прошла бесплатные трехмесячные курсы по графическому дизайну. Работу по этому направлению найти не удалось, студии и агентства не отвечали на мои письма. А еще на биржах фриланса был жуткий демпинг. Да и я поняла, что меня не особо зажигает дизайн.

Позже я устроилась в крупную корпорацию в сфере маркетплейсов и проработала год на удаленке за низкую зарплату, надеясь на рост и развитие. Но моим надеждам не суждено было сбыться, потому что таких как я у компании было много. По всей видимости, в росте таких миньонов никто не заинтересован.

Дальше искала нормальную работу около полугода. Не думала, что это так сложно и должно совпасть столько факторов. Меня не брали в места, куда мне хотелось, а то, что предлагали, и даром не было нужно.

Часто звали поработать риелтором, а меня совершенно не привлекает эта сфера. Также встречала сомнительные компании «ИП Кабаныч», где два с половиной сотрудника и зарплата 30 000 ₽. Много предложений низкооплачиваемой удаленки вроде поддержки или кол-центра, но похожее я уже проходила. Вообще не рассматривала вакансии с холодными звонками и любые предложения работы, где надо обхаживать и уговаривать клиентов.

Оказалось, что менять сферу деятельности тяжело, даже несмотря на молодой возраст — мне было 30, владение графическими редакторами, двумя иностранными языками, вордами и экселями.

Но спустя полгода мытарств меня наконец позвали в замечательное место. Это крупная логистическая компания, и пока мне все нравится. Надеюсь, и впоследствии я не разочаруюсь.

Аватар автора

Редакция «Право»

объясняет

Куда обращаться, если сократили незаконно

Компания вправе сократить количество работников, если предупредит их за два месяца до увольнения и предложит вакансии, которые соответствуют квалификации кандидата на сокращение или ниже нее. Как проходит этот процесс по закону, мы рассказали в отдельном материале.

Некоторых работников так уволить нельзя. Например, беременных женщин или женщин с детьми до трех лет, одиноких родителей с ребенком до 16 лет  . Также работодатель должен отдавать предпочтение сотрудникам с более высокой производительностью труда или квалификацией — у них есть преимущественное право остаться на работе.

Если эти показатели у сотрудников равны, по закону компания обязана отдать предпочтение определенным категориям работников. Например, оставить единственного кормильца семьи или того, у кого два иждивенца  .

Если сотрудника уволили незаконно, у него есть несколько вариантов, куда обратиться за защитой своих интересов. Для начала стоит проверить, есть ли в компании комиссия по трудовым спорам. Если нет, ее можно созвать. Подробнее о том, как это происходит и как она помогает решать конфликты, мы рассказали в статье «Какие бывают трудовые споры и как их решать».

Также интересы работника защищают госорганы. Можно выбрать один из них или написать во все инстанции сразу. Расскажем, куда можно обратиться.

В государственную инспекцию труда региона, если работодатель нарушил процедуру сокращения. Например, уведомил позднее или не предложил другую подходящую работу перед увольнением. Компанию проверят и, если найдут нарушения, потребуют их устранить. Если сотрудника уже уволили, инспекция вынесет предписание об отмене приказа об увольнении. Еще компанию могут оштрафовать на сумму до 50 000 ₽  . Подать жалобу можно онлайн, срок рассмотрения — до 30 дней  .

В прокуратуру, если ГИТ не отреагировала или результаты проверки не устроили. Информацию проверят и, если заявитель прав, вынесут представление  . Прокурор не сможет восстановить сотрудника на работе, он только проверит законность процедуры сокращения. Если работник пожалуется в прокуратуру без предварительного обращения в ГИТ, его заявление, скорее всего, передадут туда или посоветуют ему обращаться в суд.

В районный суд по месту жительства работника или местонахождению компании. В иске нужно заявить требование о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда и стоимости услуг юриста, если к нему обращались за помощью.

В суд лучше идти сразу. Не ждать, чем кончатся разбирательства по жалобам в ГИТ или прокуратуру, если их тоже подали. Потому что срок давности по таким спорам — месяц с момента вручения копии приказа об увольнении или выдачи трудовой книжки либо формы СТД-Р, если трудовая — электронная  . Если из-за взаимодействия с госорганами сотрудник опоздает с подачей искового заявления, придется отдельно просить в нем восстановить срок по этой уважительной причине.

РедакцияТоже пережили сокращение? Расскажите об этом:
  • 2128506Спасибо за вашу историю. Очень грустно то, что происходит сейчас в российской авиации. А самое страшное, что не только грустно, но и опасно.15
  • kill16как это все грустно(2
  • Анара Малаховагрустно1
  • Elena B.Иногда полгода стОит помучиться, чтобы потом всё шло наилучшим образом! Это называется отойти назад, чтобы хорошенько разбежаться. Удачи Вам в Новом году и благополучия! Ну и здоровья, конечно. ;)14
  • Рыбка ДориElena, спасибо, Елена, взаимно)1
  • NedobitРыбка, признайтесь, зайцев возили? ;-)0
  • Рыбка ДориNedobit, безбилетников в смысле? Это что-то из 70х, по-моему В современных реалиях это невозможно провернуть, на мой взгляд8
  • NedobitРыбка, тех или других)) Помню, в начале 2000-х у меня дочка застряла в Мадриде без денег, я позвонил в турфирму, они связались с каким-то чартером, и ее посадили на московский рейс. Деньги я здесь отдал.2
  • Рыбка ДориNedobit, ну это не безбилетник, вы же заплатили потом) это ЧС) а чтобы прям проскользнуть на рейс, мне кажется это нереально)5
  • NedobitРыбка, вам виднее, если не встречали такую практику, значит, все не так плохо с безопасностью1
  • Рыбка ДориАлександра, я в курсе и это, в некоторой степени, проблема)6
  • Boris KölnРаз вы любите работу стюардессой и знаете 2 иностранных языка, не планируете устроиться в заграничную компанию типа Эмирейтс?7
  • ВиалеттаЗдорово, что у вас теперь новая работа. И вы, относительно, недолго искали её. Поздравляю! 😊4
  • user6204094Интересно, а за 8 лет работы в небе право на досрочную пенсию заработали?0
  • steppe_boyПять лет отработал в гражданской авиации. Все это время, по сути, об меня вытирали ноги. В авиакомпании как нигде больше чувствуешь себя бесправным и бессловесным. Уволился, нашёл работу аналитиком и радуюсь каждому дню, проведенному в офисе. Иногда, когда устаю или падаю духом, сразу вспоминаю явки в два часа ночи, неадекватных пассажиров, неадекватных коллег, неадекватное руководство, дешёвую некачественную форму, рейсы по 16 часов на ногах, нагрузки на ноги, постоянный недосып, мокрую рубашку, которую можно выжимать после рейса, отчаянное желание сходить поссать весь рейс, потому что не хватает времени даже на это и т.д., список бесконечен. Но главное, что мозги сразу с встают на место и начинаю любить офис всей душой и всем сердцем, глубоко и искренне. Офис - это сказка, это санаторий, это ретрит после работы бортпроводником в российской авиакомпании.8
  • RЗнание двух языков - это круто! Попробуйте подумать в направлении тех сфер, где эти языки вполне нужны. То, что вы в логистике - хороший вариант, возможность общаться с иностранными поставщиками, как пример.2
  • Воинствующий котеистBoris, в тексте же написано: переезжать не хочет, да и с авиацией завязала2
  • Рыбка Дориsteppe_boy, я бы так не сказала, очень любила свою работу, коллектив, ноги об меня никто не вытирал. Физические моменты в виде уставших ног и недосыпа, конечно, никто не отменял, но они нивелировались качественным сном, морем и солнцем) Хотя, мой муж (тоже из сферы) так же, как и вы, вспоминает с содроганием. Видимо, каждому свое)2
  • Рыбка ДориBoris, один из самых популярных вопросов, да, у меня теперь семья, переезжать не хочу Плюс в Эмирейтс нужно ходить "на цырлах", я уже так не смогу)))3
  • Рыбка Дориuser6204094, заработали) причем благодаря зачтенному периоду с момента сокращения до момента восстановления) он пошел как "вынужденный прогул по вине работодателя"0
  • steppe_boyРыбка, вы абсолютно правы, все зависит от бэкграунда и внутренних установок. Мне кажется, что парням, особенно выросшим в пацанской среде, приходится тяжело на такой работе. Девушкам все таки морально проще, но при этом крайне тяжело физически. Насчёт качественного сна в конечно меня насмешили, извините:) Лично я к пяти утра в ночных рейсах превращался в овощ, а потом через сутки уже надо было приехать на следующий рейс к 3 утра. Дневной сон это все равно не то, хоть весь день спи. Вы не представляете с каким удовольствием я теперь просыпаюсь в восемь утра на удалёнке:) А вот по поводу солнца и моря, я согласен полностью. Это было очень круто, посреди всей этой серой московской мерзости оказаться хотя бы на сутки на Пхукете или в Малаге. Я хоть и прохладен к морям и океанам, но попить пиво с креветками на ночном пляже, это да, очень помогало не уехать кукухой🌅4
  • steppe_boyBoris, жить в пустыне, в служебной коммуналке, работать в этнически пестром коллективе, ну такое себе.2
  • steppe_boyАлександра,0
  • Рыбка Дориsteppe_boy, да, как будто есть установка, что это не "мужская" профессия, хотя парни ой как нужны, особенно в физическом плане, конечно: и телеги тяжелые, и чемоданы, и буйные паксы бывают. Когда явка на следующий день, то да, разгрузиться толком не успеваешь( тут согласна, нормально отдохнуть это минимум пара дней. Ладно когда молодой, а вот как в возрасте люди продолжают жить в таком графике мне, конечно, интересно. Завидую вашей удаленке, тоже очень хотела бы((2