Можно ли​ вернуть деньги, если отпра­вили их​ по ошибке другому получа­телю?

12
Аватар автора

Валерия П.

спросила в Сообществе

Слышала от знакомого, что он однажды перевел деньги не тому человеку и замучился возвращать перевод. А я не понимаю, как так может быть. Деньги мои — если неправильно их перевела, почему не могу вернуть обратно?

И еще вопрос: должен ли мой банк или банк получателя при выполнении перевода как-то проверять указанные реквизиты?

Аватар автора

Елена Грудинина

проверяет реквизиты перед переводом

Страница автора

Банки могут проводить операции по счету только с распоряжения его владельца. Из-за этого зачастую бывает невозможно отменить перевод и сложно вернуть деньги.

Расскажу, какие ошибочные операции по переводам бывают и как действовать, если вы отправили деньги не тому получателю.

Когда можно отменить перевод

Любые операции по счету, будь то зачисление, снятие или перевод, банки выполняют по распоряжению клиента — владельца счета. Иногда банк вправе списывать деньги без согласия клиента — например, на основании судебного решения или по заведенному приставом исполнительному производству  .

Получив распоряжение от клиента, банк должен перевести деньги не позднее следующего дня. Обычно это происходит быстрее: сразу или в течение 1—3 часов  .

Точные сроки зависят от особенностей работы банка и его внутренних регламентов. Также влияет способ перевода: СБП работает быстрее, чем переводы по реквизитам.

Если банк не исполнил распоряжение на перевод, можно попробовать отменить операцию. Но если платеж обработали и он ушел в банк получателя, отменить его уже не получится  .

Отвечает ли банк за проверку реквизитов для перевода

Плательщик должен сам проверять реквизиты, отправляя перевод или оплачивая что-то. Банк плательщика не может проверить получателя, особенно если это обычный человек, а не компания — это может сделать только банк получателя.

Иногда банк получателя несет солидарную ответственность с получателем денег — например, если ошибочно зачислил деньги на счет компании, ИНН которой отличается от указанного плательщиком.

Два банка обратились в Верховный суд с жалобой и просили отменить решения кассационной и апелляционной инстанций.

Суды привлекли оба банка к солидарной ответственности за ущерб, нанесенный клиенту. Истец отправил платеж компании с ИНН 5031111133. Банк получателя ошибочно зачислил деньги на счет фирмы с таким же названием, но с другим ИНН — 9728026346.

Верховный суд определил  , что зачислять деньги на счет получателя и проверять соответствие реквизитов тем, что отправитель указал в распоряжении на перевод, — обязанность банка получателя. Суд освободил от солидарной ответственности банк отправителя, у которого не было возможности сопоставить номер расчетного счета с ИНН организации.

Что будет, если отправить деньги по неправильным или несуществующим реквизитам

Если отправитель ввел несуществующие реквизиты получателя, такой перевод не исполнят.

Сначала деньги поступят на специальный счет 47416 или 47417 — туда банки зачисляют суммы, которые временно не могут быть направлены получателю. Обычно это деньги, поступившие на корреспондентские счета или списанные с них без нужных документов или с некорректными реквизитами  .

Если зачисления не было, деньги возвращают банку отправителя.

Что делать, если ошибочно перевели деньги другому человеку

Если клиент ошибся в реквизитах и деньги ушли на счет другому получателю, действия отправителя зависят от статуса платежа. Вот варианты.

Если платеж не исполнен. Многое зависит от того, как быстро банк обрабатывает распоряжение клиента на перевод. Одни кредитные организации делают это мгновенно, другие — в течение часа или дольше.

Если клиент обратился за возвратом или отменой платежа до того, как банк его исполнил, возможно, деньги удастся вернуть.

Служба поддержки «Альфа-банка» указала, что исполняет перевод в течение часа
Дальше банк отмечает, что отменить можно неисполненный перевод. Если банк его обработал, надо оформить расследование платежа. Если деньги не пришли на счет получателя, возможно, операцию удастся оспорить
1/2
Служба поддержки «Альфа-банка» указала, что исполняет перевод в течение часа

Если платеж исполнен. Когда деньги поступают на счет получателя, распоряжаться ими может только он. Но он должен вернуть их отправителю как неосновательное обогащение  .

Если получатель не торопится с возвратом, отправитель может обратиться в суд и потребовать не только сумму перевода, но и проценты за пользование его деньгами. Суды обычно удовлетворяют такие иски.

Житель Новосибирска обратился в суд за взысканием 150 000 ₽ неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими деньгами из-за ошибочного перевода. Получатель не отреагировал на претензию истца.

Суд принял решение в пользу истца  . Он указал, что обогащение считают неосновательным, даже если оно появилось из-за потерпевшего. В итоге с ответчика взыскали ошибочно переведенные 150 000 ₽, еще 38 000 ₽ за услуги представителя истца и 23 745,21 ₽ процентов за пользование чужими деньгами.

Перед обращением в суд нужно попробовать решить вопрос мирным путем. Например, если вы переводили деньги по номеру телефона и ошиблись, позвоните или напишите получателю и попросите его вернуть сумму. Или можно обратиться в банк получателя и приложить документы, подтверждающие перевод.

Если получатель не отреагирует, придется обращаться в суд. И здесь может быть проблема: для иска нужно знать ФИО и адрес регистрации ответчика, а банк получателя не вправе разглашать такие сведения третьим лицам  .

Чтобы выяснить эти данные, можно подать иск против банка получателя. Он обязан проверить реквизиты только при переводе юридическому лицу, поэтому, если вы подадите иск к банку, он представит суду возражение. Там он укажет реквизиты получателя, который и должен вернуть вам ваши деньги.

Еще можно заявить в полицию о мошенничестве или присвоении чужого имущества. Скорее всего, полиция окажется возбуждать дело по заявлению, зато вы сможете выяснить контактные данные получателя. Для этого после отказа вам надо написать заявление на ознакомление с материалами дела.

Подробно о том, как действовать через полицию, эксперт Т⁠—⁠Ж рассказал в статье «Как подать в суд на неизвестного?».

Что в итоге

Переводя деньги, внимательно проверяйте реквизиты. Для регулярных переводов лучше сохранить реквизиты как шаблон, чтобы не вводить их каждый раз.

За корректность реквизитов отвечает отправитель. Подтверждая отправку, вы сообщаете банку, что все введенные данные верны.

Неисполненный перевод можно отменить. Некоторые банки исполняют платежи не сразу, а в течение нескольких часов. Если вы обнаружили, что ошиблись с реквизитами, важно сразу обратиться в банк. Если деньги не поступили на счет получателя, возможно, банк сможет их отозвать.

Если же деньги уже пришли получателю, для возврата придется обращаться к нему. Он должен вернуть ошибочный перевод как неосновательное обогащение. В случае отказа придется судиться.

Елена ГрудининаОтправляли деньги не туда? Расскажите, как это вышло и удалось ли​ их вернуть:
  • НиколайМне ближе решение проблемы, которое рекомендует ГПБ. 1. Убедиться, что деньги действительно пришли на счёт, а не просто липа в СМС. 2. Незамедлительно сообщить в свой банк о непонятном переводе для решения проблемы. 3. Не тратить эти деньги и никому их самостоятельно не переводить. 4. Сохранять при наличии такой возможности всю переписку и переговоры с отправителем до разрешения проблемы. Самостоятельный возврат может втянуть в мутные схемы на мой взгляд.17
  • Александр КорнеевВсегда боюсь таких ситуаций, проверяю по 100 раз1
  • Boris KölnНиколай, вполне можно вернуть самостоятельно, но обязательно на исходные реквизиты, а не какому-то левому получателю, как просят мошенники3
  • НиколайBoris, не вижу проблемы, считаете, что можно вернуть - возвращайте. Но даже в вашем, вроде бы простом случае, я вижу как минимум пару подводных камней, которые могут вам подпортить жизнь при определенном стечении обстоятельств.1
  • редкая птицав прошлом году сталкивалась с подобной ситуацией, но с обратной стороны, т. е., мне кто-то перевёл тысячу рублей или около того и атаковал сообщениями в Сбере, причём это был то мужчина (владелец карты, неправильно отправивший деньги), то его дочь, то жена... разобрать переписку было непросто, так как они из Азии и по-русски изъяснялись очень плохо. за балансом карты я никогда прицельно не следила, поскольку пользовалась ей редко (туда приходят социальные выплаты, держу их на чёрный день). в ответ на просьбу вернуть деньги я обратилась в поддержку Сбера, чтобы они всё проверили; только после этого перевела деньги обратно. больше таких инцидентов не было. но реквизиты надо проверять и перепроверять внимательно ;)1
  • ДмитрийПисать заявление о мошенничестве бесполезное занятие. Сначала надо попросить получателя добровольно вернуть деньги, причём правильно это делать не обратным переводом, а отменой исходного. Если не получается договориться, то обращаться в суд о необоснованном обогащении4
  • ВладимирКак всегда наглядный показатель кривой системы. Чтобы подать иск, узнайте ФИО ответчика. Но так просто не скажут, поэтому нужно прибегнуть к условно скажем хитрости и дыре в системе, совершив лишние действия и тогда узнаете. То есть смысл скрывать, если узнать можно. Почему бы сразу в таких случаях не разработать быстрое решение таких вопросов без суда? Или в ускоренном режиме, раз такие случаи не редки.0
  • НиколайВладимир, ФИО придется узнавать только в случае если ответчик не захочет возвращать деньги, не разговаривая с отправителем и не обращаясь в свой банк о странном переводе.0
  • МаринаЗашибись советы по возврату средств:) Если вы окажетесь на месте получателя, которому пришли какие-то непонятные деньги - не возвращайте ничего самостоятельно! Тоже сталкивалась с такой ситуацией - угрожали судом, если не верну 600 рублей, которые «по ошибке» упали мне на счет. В такой ситуации нужно обратиться в свой банк для отмены перевода и попросить проверить отправителя на мошеннические действия. Осуществляя обратный перевод самостоятельно, рискуете быть втянутыми в непонятные схемы1
  • ВладимирНиколай, Так в итоге такие случаи есть. И сколько их за год на все такие переводы? Или хотите сказать, что не много и можно тут ничего не менять? Или кто-то с таким раз в жизни столкнется поэтому тоже на одного человека можно не менять и не обломиться заморочится? Не понимаю что вы хотели сказать этим.0
  • НиколайВладимир, я хотел этим сказать, что для людей и банков это все лежит в сфере приемлемых рисков. Иначе бы все остались с кошельками набитыми (или не очень) наличными. Доля ошибочных переводов не слишком велика скорее всего. И каждый банк (во всяком случае мои в которых я обслуживаюсь) информирует меня как именно в этой ситуации поступить.1