
«Возьму за привычку отслеживать списания»: как я возвращал деньги за подписку
Это история из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Я давно пользуюсь «Яндекс-музыкой» и плачу за подписку.
Сейчас это «Яндекс-плюс», куда входят и другие сервисы, например «Кинопоиск».
Обычно деньги за подписки у меня списывают с карты, и я это не отслеживаю. Плата за «Яндекс-плюс» небольшая — 199 ₽, поэтому в ежемесячных расходах она не бросалась в глаза в банковской выписке.
В декабре 2022 года мне написала знакомая и спросила, оплачиваю ли я подписку на «Плюс». Оказалось, что я до сих пор в ее «семье» и могу пользоваться сервисами без платы. Расскажу, как я искал списания и сколько мне удалось вернуть через поддержку «Яндекса».
Семейный аккаунт
В 2020 году я был подписан на «Плюс» и отдавал ежемесячно 169 ₽. Подруга нашла годовую семейную подписку на сайте «М-видео» за 871 ₽ — одновременно ею могли пользоваться четыре человека. Двоих она уже нашла, и для большей экономии не хватало еще одного участника. Она предложила мне вместе купить подписку на сервисы «Яндекса».
Я согласился и перевел подруге 218 ₽, чтобы она добавила меня в свою «семью». Это было выгодно: раньше я платил 2028 ₽ за год, а теперь — всего лишь 218 ₽. При этом никаких ограничений не было: у каждого члена семьи были свои рекомендации и плейлист, как у отдельного пользователя.
Мы пользовались подпиской год, и никаких проблем не было. Потом двое ушли из нашей «семьи»: выбрали другой стриминговый сервис. А подруге подарили еще год подписки, и она сразу ее продлила — в тот момент, когда еще действовала семейная.

Лишние списания
Осенью 2022 года подруга впервые спросила меня про подписку, мол, плачу я за нее или нет. Ответил, что, кажется, деньги с карты не списывают. Она продлевала свою подписку и увидела, что я до сих пор числюсь в ее «семье», а значит, платить за индивидуальную не должен.
В декабре она попросила точно проверить, не списывают ли с меня деньги. Тогда я изучил свои траты в банковском приложении и увидел, что все это время оплачивал индивидуальную подписку.




Всего я переплатил 3227 ₽ с учетом трат знакомой.
Если бы я раньше проверил банковское приложение, то остановил бы списания. Но почему-то был уверен, что раз я в «семье», то лишнего не плачу. А изначально вообще не знал, что знакомая продолжает поддерживать семейный доступ.
Почему деньги за одну услугу не могут списать дважды
Когда мы приходим в магазин, то покупаем товар по стоимости, указанной на ценнике. Мы платим за что-то конкретное и один раз.
Если за один товар деньги списывают дважды, продавец получает выгоду, при этом второй товар не отдает. С точки зрения закона в таких случаях говорят, что магазин неосновательно приобрел деньги покупателя.
Когда речь заходит об услугах, действует такое же правило: за одну услугу — одна плата.
Нормы о неосновательном обогащении действуют в разных ситуациях. Например, если человеку по ошибке перевели на карту деньги, он должен вернуть их отправителю, так как получил перевод безосновательно — не за товар и не в дар.
Общение с поддержкой
Я рассказал знакомой, что, несмотря на «семью», платил за свою подписку. Тогда она нашла заказ и проверила, что из «семьи» я с октября 2020 года не выходил.
На всякий случай она написала в поддержку «Яндекса», но ей до сих пор так никто и не ответил. Пришел стандартный ответ от чат-бота.


Мое общение с поддержкой было продуктивнее: оператор мне все-таки ответил. Он подтвердил, что семейная подписка работала параллельно с индивидуальной, посмотрел списания и предложил в качестве извинений 108 дней подписки.
Конечно, меня это не устроило. Я запросил возврат денег, но, по мнению «Яндекса», индивидуальная подписка параллельно с семейной была всего три месяца.




Возврат
Мне перевели деньги за подписку почти сразу же — 897 ₽. Это сумма за три месяца, которые признала компания. Почему так произошло — мне не объяснили.
Считаю, что за одну и ту же услугу нельзя платить дважды. Даже если пользователь сам должен отменять личную подписку, когда его добавляют в «семью», чтобы платежи не задваивались, двойная плата за одно и то же недопустима.



Выводы
Я смирился с потерей части денег и благодарен знакомой за настойчивость. Если бы она не спрашивала, не списывают ли с меня плату за индивидуальную подписку, я бы так и не обнаружил утечки денег. Теперь возьму за привычку отслеживать списания и срок действия подписок.
Еще я понял, что непросто выяснить, когда была оформлена подписка и сколько она действовала, — в этом мнение со службой поддержки у нас расходится.