Налог с процентов по вкладам: правительство снова предлагает изменения
Правительство внесло в Госдуму законопроект, согласно которому банки будут удерживать НДФЛ с процентов по вкладам.
Это часть большого пакета изменений в налоговый кодекс, о которых мы уже рассказывали. Например, проценты по вкладам и другим инвестиционным доходам могут стать частью основной налоговой базы.
Расскажу, что может измениться в удержании НДФЛ с процентов, если банки станут налоговыми агентами.
Как сейчас работает налогообложение процентов по вкладам
Сейчас банки не выступают налоговыми агентами по доходу от вкладов — они лишь передают ФНС данные о процентах до 1 февраля года, следующего за выплатой.
Сотрудники ФНС собирают данные обо всех процентах в разных банках за прошедший год. Если сумма процентов превысила не облагаемый налогом лимит, осенью следующего года ФНС направляет налоговое уведомление, по которому вкладчик до 1 декабря должен уплатить НДФЛ.
Безналоговый лимит зависит от ключевой ставки ЦБ. Его считают по формуле:
1 000 000 ₽ × максимальная ставка ЦБ из числа действовавших на первое число месяцев года, в котором получены проценты
Например, в 2025 году максимальная ставка ЦБ была 21% годовых. Значит, безналоговый лимит процентов за 2025 год — 210 000 ₽.
Если вкладчик получил больше процентов, осенью 2026 года ему придет уведомление от ФНС, и до 1 декабря 2026 ему надо будет уплатить НДФЛ с превышающей части.
Что предлагает правительство
Если предложение правительства примут, банки, как было до 2020 года, станут налоговыми агентами по процентам по вкладам.
Банки должны будут сами считать и удерживать НДФЛ с процентов при выплате. Поскольку они не знают про вклады клиентов в других банках, они будут учитывать только доход, который выплатили сами, с учетом безналогового лимита.
Например, если Сбербанк выплатил клиенту 50 000 ₽ в виде процентов, он не будет удерживать НДФЛ, так как сумма ниже лимита. Сбер не знает и не учитывает, что за тот же год этот человек получил 150 000 ₽ процентов в Т-Банке.
Далее налоговая соберет данные обо всех процентах и удержанном с них НДФЛ. Если окажется, что надо доплатить налог, ИФНС пришлет уведомление, и до 1 декабря вкладчику надо будет заплатить НДФЛ согласно этому документу.
Для бюджета это плюс. Часть НДФЛ с процентов государство получит раньше.
Для тех вкладчиков, кто в одном банке получает больше процентов, чем можно без уплаты НДФЛ, это минус. При новых нормах налогового кодекса банк удержит НДФЛ при выплате и клиент не сможет много месяцев держать эти деньги у себя и зарабатывать на них, платя налог лишь к 1 декабря следующего дохода.
Формула расчета безналоговой суммы тоже может измениться.
Продолжат учитывать максимальную ставку ЦБ из числа действовавших на первое число месяцев года, но с 1 января 2027 это будет не год получения процентов, а предыдущий. Например, если проценты выплатили в 2027 году, учтут максимальную ставку ЦБ в 2026. Для вкладчиков это может быть выгоднее при снижении ставки ЦБ.
Налога с самого вклада по-прежнему нет.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique























