
Разбор закона о платформенной экономике: как в России будут регулировать маркетплейсы

Маркетплейсы, сервисы такси и поиска специалистов дают работу 10 млн россиян и формируют около 5% ВВП. Но в российском законодательстве долгое время не было четких правил для взаимодействия участников таких отношений.
Этот пробел должен восполнить закон о платформенной экономике, который президент подписал 31 июля 2025 года. А вместе с ним — закон-спутник с изменениями в другие нормативные акты. Т—Ж изучил тексты этих документов и разобрался, как законодатели определяют платформенную экономику, как будут ее регулировать и почему не все участники рынка довольны этим законом.
Из чего состоит платформенная экономика
Платформенная экономика — это модель, в которой цифровые сервисы выступают посредниками между большим количеством людей, продавцов и исполнителей услуг. Она охватывает десятки сфер: от торговли и такси до доставки, бронирования жилья и фриланс-бирж. В России платформенная модель активно развивается, но почти никак не была описана в законодательстве.
Теперь первый шаг в эту сторону сделан. Закон определяет принципы платформенной экономики и ее регулирования. Разберем ключевые особенности, которые делают экономическую деятельность платформенной.
В платформенной экономике задействовано несколько участников. Когда покупаешь продукты в «Пятерочке», в экономических отношениях участвуют две стороны: продавец и покупатель. В платформенной экономике таких участников больше и основную роль играет сама платформа: именно она дает продавцу возможность разместить товар, а покупателю — выбрать и оплатить его.
Закон обозначает участников этих отношений так:
- Владелец цифровой платформы, где можно размещать товары, выбирать их и заключать сделки по их покупке.
- Оператор — это тот, кто занимается взаимодействием покупателей и партнеров на цифровой платформе. Им может быть как ее владелец, так и юридическое лицо, с которым тот заключил договор на эти услуги.
- Партнер-продавец — это продавец, размещающий товары на площадке, или, скажем, курьер, предлагающий свои услуги через нее. Любой, кто зарабатывает с помощью платформы, но не владеет ею, — партнер.
- Партнер-исполнитель — он не продает товары, но оказывает услуги. Им может быть водитель в сервисе такси или репетитор английского с сайта по поиску специалистов.
- Пользователь — покупатель или заказчик услуги. То есть обычный клиент, который заходит на площадку, чтобы что-то выбрать, купить или заказать.
- Владелец пункта выдачи — компания или ИП, которые по договору с маркетплейсом официально занимаются приемом, хранением, выдачей и возвратом заказов, а также расчетами с покупателями.
Платформа ничего не производит и не продает. Она лишь организует процесс: помогает партнеру и пользователю «встретиться», оформить сделку и провести оплату . При этом закон допускает, что и оператор может выступать продавцом или оказывать услугу, — в этом случае он должен указать это в карточке товара . Сейчас почти все крупные маркетплейсы выступают и селлерами на своих же площадках и продают товары наравне с остальными продавцами.
Таким образом распределяется ответственность. Ведь если оператор не продавец, то за качество товара отвечает партнер.
Партнеры платформы — это не ее сотрудники. Они не обязаны подчиняться внутреннему распорядку, как штатные работники, и могут сами решать, когда и сколько работать . Например, курьер вправе выбирать, брать ли заказ, платформа не имеет права накладывать санкции за это. Правда, могут быть исключения в том случае, если партнер сам вызвался выполнять заказы в определенное время .
Традиционных ретейлеров возмущает то, что маркетплейсы заменяют стандартные трудовые отношения привлечением самозанятых и контролируют их распорядок дня.
Платформа берет комиссию. Закон не устанавливает, как именно должна зарабатывать платформа. Но уделяет внимание вопросам, которые касаются их вознаграждения за услуги партнерам.
Как закон будет регулировать отношения участников платформенной экономики
В пояснительной записке указано, что одна из целей этого закона — обеспечить баланс интересов всех участников платформенной экономики. Вот что конкретно предлагают его авторы.
Платформа будет обязана предупреждать партнера об изменении условий договора. Если маркетплейс решит в одностороннем порядке повысить размер комиссии, ввести новые меры ответственности или изменить условия хранения товара, он должен уведомить партнера владельца ПВЗ об этом не позднее чем за 45 дней . В остальных случаях изменения должны объявить не позднее чем за 15 дней до вступления в силу .
Эти сроки можно не соблюдать, если новые условия улучшают положение партнера .
То, что маркетплейсы могут неожиданно поменять условия сотрудничества, — одна из главных претензий, которую селлеры предъявляют к таким площадкам.
Платформа не может устанавливать скидку на товар без разрешения партнера. Закон запрещает площадкам в одностороннем порядке устанавливать спонсируемые скидки на товары продавцов. Платформа должна уведомить продавца об этом не позднее чем за пять дней и получить его согласие .
При этом партнер может заранее решить, что не против, если маркетплейс проспонсирует скидку, и даже указать ее максимальный размер . Тогда площадка не сможет продавать его товар дешевле этой суммы и может устанавливать скидку, не отправляя уведомление заранее.
Законопроект также наделяет продавца правом в любой момент отказаться от скидок за счет маркетплейса и установить запрет на участие в таких акциях .
Если селлер не хочет, чтобы его товар продавался со скидкой, то маркетплейс не вправе наказывать его за это — снижать рейтинг, скрывать карточки товаров или ограничивать показ в поиске .
Подчеркнем: речь идет о скидках, которые предоставляет сама площадка, компенсируя разницу в цене за свой счет. На Wildberries такой механизм называется «Скидка WB». Согласно исследованию Ассоциации участников рынка электронной коммерции, селлерам нравится, что они могут сделать стоимость своего товара более привлекательной, не неся при этом дополнительных затрат. Но они хотели бы иметь возможность отказываться от таких спонсируемых скидок, например, в периоды, когда спрос на их товары и без того высок. А часть селлеров хотела бы, чтобы правила применения таких скидок были более прозрачными.
В карточке товара будет больше информации. Маркетплейсы обязали указывать, кто продает товар — российский продавец или иностранная компания . Также в карточке должна быть вся информация о сертификатах, разрешительных документах и маркировке .
Оператор обязан проверять достоверность данных в карточке товара, включая наличие сертификатов, регистрации и маркировки. Нельзя размещать товар, если он подлежит обязательной маркировке, но партнер не зарегистрирован в соответствующей системе.
В документе также указано, что власти вправе вводить правила отображения информации о товаре, включая цену . Можно предположить, что в будущем это позволит запретить показывать стоимость товара с учетом его оплаты картами банков, которые принадлежат маркетплейсу, так как это можно трактовать как скрытое навязывание финансовых услуг.
Маркетплейсы будут раскрывать партнерам принципы ранжирования результатов поисковой выдачи. Они должны содержаться в договоре, который платформа заключает с партнером . То есть если результаты поисковой выдачи на платформе зависят от рейтинга, отзывов и статистики, то селлер должен их знать.
То же самое касается и принципа формирования рейтинга . Кроме того, платформа должна обосновывать изменения рейтинга и указывать, какие последствия это может повлечь для партнера .
Платное поисковое продвижение допускается, но его условия должны быть одинаковы для всех .
Запрет на вмешательство в работу поисковых фильтров, которые настроил пользователь. Если пользователь настроил определенный фильтр или сортировку поисковой выдачи, маркетплейс не сможет навязывать другие товары или продвигать что-то «в обход» этих настроек .
Появится система досудебного разрешения споров между платформой и партнером. Прежде чем подать иск в суд, партнер обязан попытаться решить спор с платформой через внутреннюю систему жалоб . Например, если маркетплейс ограничил селлеру доступ в личный кабинет, понизил рейтинг или удалил его карточку товара, то стороны должны сначала постараться разрешить этот конфликт самостоятельно.
Жалобу должны рассмотреть в течение 15 дней. Если ee признают обоснованной, платформа обязана отменить свое решение в течение 48 часов.
ПВЗ может считаться магазином, только если там продают товар. ПВЗ — это место, куда доставляют товары, хранят их, выдают заказы покупателю и проводят с ним расчеты . Но если в таком пункте можно купить товар, не оформляя заказ на маркетплейсе, то он считается полноценным магазином. Тогда на него распространяется федеральный закон «О торговле» . А согласно ему, открывать новые магазины можно только в том случае, если ретейлер занимает долю рынка в этом регионе меньше 25%.
Лишить маркетплейсы возможности неограниченно открывать ПВЗ хотят традиционные розничные сети. По всей видимости, закон не будет способствовать этому: ни у Wildberries, ни у Ozon нет пунктов выдачи, где есть выкладка и продажа товара.
Оператор несет ответственность, если он предоставил недостоверную информацию, а покупатель понес из-за этого убытки. То есть если информация о товаре, услуге или продавце была неполной или ошибочной, то за это будет отвечать платформа .
Оператор должен проверить партнера и ПВЗ перед тем, как заключить с ним договор. Теперь это стало обязательной процедурой для платформ. Закон прямо требует, чтобы такие данные получали из официальных источников — государственных реестров или через систему идентификации ЕСИА .
Возврат денег должен происходить через платформу. Если покупатель приобрел на маркетплейсе товар, но обнаружил в нем недостаток, он сможет предъявить претензию продавцу. Маркетплейс должен создать техническую возможность, которая позволит подать такую жалобу и вернуть деньги через платформу.
У покупателя появится право распаковывать и проверять товар в ПВЗ. Если закон примут в нынешнем виде, то ПВЗ обязаны будут давать покупателю товар для того, чтобы он мог с ним ознакомиться. А заказанную одежду можно предварительно примерить, но только если в пункте есть примерочная .
Покупатель может вернуть товар через ПВЗ. Но только в том случае, если покупку доставили с использованием логистической инфраструктуры маркетплейса , то есть если товар хранился на складе маркетплейса, его везли на транспорте, который принадлежит маркетплейсу, или выдали в ПВЗ.
Если же продавец сам упаковал и отправил товар напрямую покупателю , вернуть его через маркетплейс не получится — покупателю придётся договариваться с продавцом напрямую.
Маркетплейсам запретят торговать несертифицированными БАДами. Закон дополняют прямым запретом: маркетплейсы не смогут размещать и продавать товары, которые подлежат обязательной регистрации, но не прошли ее. Это касается БАДов, лекарств, пестицидов, агрохимикатов и других товаров. Если их продажа требует наличия сертификата, декларации или лицензии, а продавец их не представил, продавать их через платформу будет запрещено .
Как на закон отреагировали участники отрасли
После публикации законопроекта сразу несколько отраслевых ассоциаций, представляющих интересы традиционных ретейлеров и производителей товаров , написали обращение в администрацию президента, правительство и Госдуму. Они выразили недовольство тем, что ряд их предложений не вошел в итоговую версию документа. Среди них:
- в законопроекте ничего нет о личных кабинетах правообладателей, через которые они могли бы сообщать о подделках, продающихся на маркетплейсах;
- представители бизнеса считают, что необходимо предусмотреть систему штрафов, в том числе оборотных , для нарушителей норм законопроекта ;
- нет указания на то, что товары, которые продвигаются маркетплейсом за плату, должны быть четко обозначены;
- нет нормы, касающейся запрета приоритета для товаров, которые продает платформа.
Ассоциации считают, что эти пункты нужны для выравнивания условий между маркетплейсами и партнерами. А в принятой редакции законопроект, наоборот, может усилить неравенство и закрепить существующий дисбаланс в сфере электронной торговли.
Что касается маркетплейсов, то их устраивает текущая версия законопроекта. Представитель Ozon заявил, что в ходе работы над документом приняли во внимание интересы всех участников рынка и что он поможет развитию электронной коммерции и платформенной экономики в России. В похожем ключе высказались в Wildberries & Russ.
В «Яндекс Маркете» поддержали концепции законопроекта, но отметили, что в него необходимо включить пункт об ограничении инвестиций маркетплейсов в скидки: он необходим для сохранения конкуренции .
К третьему чтения текст закона доработали, но финальная версия не претерпела кардинальных изменений по сравнению с изначальной. По мнению председателя президиума АКОРТ Станислава Богданова, он не устраняет риски монополизации со стороны маркетплейсов. В АКИТ же считают, что он улучшит отрасль е-коммерса.
Аналитик «БКС Мир инвестиций» Мария Суханова добавляет, что итоговая версия законопроекта выглядит нейтрально для крупных маркетплейсов: они или уже работают по тем правилам, что описаны в законе «О платформенной экономике», или смогут легко адаптироваться к ним.
Но, возможно, закон в будущем будет дорабатываться. По крайней мере, первый зампред комитета Госдумы по экономической политике Надежда Школкина назвала его «первой ласточкой», которая создает основу для дальнейшего развития и регулирования цифровой экономики.
Новости, которые касаются бизнеса, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes