Бизнес
439

Разбор законопро­екта о платформен­ной экономике: как в России хотят регулировать маркетплейсы

4
Разбор законопро­екта о платформен­ной экономике: как в России хотят регулировать маркетплейсы
Аватар автора

Александр Левкин

вчитался в закон

Страница автора
Аватар автора

Наталья Модель

погрузилась в проблемы отрасли

Страница автора

Маркетплейсы, сервисы такси и поиска специалистов дают работу 10 млн россиян и формируют около 5% ВВП. Но в российском законодательстве до сих пор нет четких правил для взаимодействия участников таких отношений.

Этот пробел должен восполнить закон о платформенной экономике, проект которого в июле 2025 года правительство РФ внесло в Госдуму. А вместе с ним — законопроект-спутник с изменениями в другие нормативные акты. Т⁠—⁠Ж изучил тексты этих документов и разобрался, как законодатели определяют платформенную экономику, как собираются ее регулировать, что изменится, если законопроект примут в нынешнем виде, — и почему уже сейчас им недовольны участники рынка.

9 июля законопроекты прошли первое чтение. Ко второму их могут изменить — если это произойдет, то мы обновим материал. Но можем предположить, что основные положения останутся без изменений.

Из чего состоит платформенная экономика

Платформенная экономика — это модель, в которой цифровые сервисы выступают посредниками между большим количеством людей, продавцов и исполнителей услуг. Она охватывает десятки сфер: от торговли и такси до доставки, бронирования жилья и фриланс-бирж. В России платформенная модель активно развивается, но до сих пор почти никак не описана в законодательстве.

Теперь первый шаг в эту сторону сделан. Законопроект определяет принципы платформенной экономики и ее регулирования. Разберем ключевые особенности, которые делают экономическую деятельность платформенной.

В платформенной экономике задействовано минимум три участника. Когда покупаешь продукты в «Пятерочке», в экономических отношениях участвуют две стороны: продавец и покупатель. В платформенной экономике появляется третий участник — сама цифровая платформа. Именно она дает продавцу возможность разместить товар, а покупателю — выбрать и оплатить его.

Законопроект обозначает участников этих трехсторонних отношений так:

  1. Оператор — это владелец «посреднической цифровой платформы», где можно размещать товары, выбирать их и заключать сделки по их покупке. Под это описание подпадает, например, Ozon, а ООО «Интернет-решения» — основное лицо, которое управляет этим маркетплейсом, — теперь определяется как «оператор».
  2. Партнер — это продавец, размещающий товары на площадке, или, скажем, курьер, предлагающий свои услуги через нее. Любой, кто зарабатывает с помощью платформы, но не владеет ею, — партнер.
  3. Пользователь — покупатель или заказчик услуги. То есть обычный клиент, который заходит на площадку, чтобы что-то выбрать, купить или заказать.

Платформа ничего не производит и не продает. Она лишь организует процесс: помогает партнеру и пользователю «встретиться», оформить сделку и провести оплату  . При этом законопроект допускает, что и оператор может выступать продавцом или оказывать услугу, — в этом случае он должен указать это в карточке товара  . Сейчас почти все крупные маркетплейсы  выступают и селлерами на своих же площадках и продают товары наравне с остальными продавцами.

Таким образом распределяется ответственность. Ведь если оператор не продавец, то за качество товара отвечает партнер.

Партнеры платформы — это не ее сотрудники. Они не обязаны подчиняться внутреннему распорядку, как штатные работники, и могут сами решать, когда и сколько работать. Например, курьер вправе выбирать, брать ли заказ, платформа не имеет права накладывать санкции за это. Правда, могут быть исключения в том случае, если партнер сам вызвался выполнять заказы в определенное время  .

Традиционных ретейлеров возмущает то, что маркетплейсы заменяют стандартные трудовые отношения привлечением самозанятых и контролируют их распорядок дня.

Платформа берет комиссию. Законопроект не устанавливает, как именно должна зарабатывать платформа. Но уделяет внимание вопросам, которые касаются их вознаграждения за услуги партнерам.

Как закон будет регулировать отношения участников платформенной экономики

В законопроекте прямо указано, что одна из его целей — обеспечить баланс интересов всех участников платформенной экономики. Вот что конкретно предлагают его авторы.

Платформа будет обязана предупреждать партнера об изменении условий договора. Если маркетплейс решит в одностороннем порядке повысить размер комиссии, ввести новые меры ответственности или изменить условия хранения товара, он должен уведомить партнера об этом не позднее чем за 45 дней  . В остальных случаях изменения должны объявить не позднее чем за 15 дней до вступления в силу  .

Эти сроки можно не соблюдать, если новые условия улучшают положение партнера  .

То, что маркетплейсы могут неожиданно поменять условия сотрудничества, — одна из главных претензий, которую селлеры предъявляют к таким площадкам.

Платформа не может устанавливать скидку на товар без разрешения партнера. Законопроект запрещает площадкам в одностороннем порядке устанавливать спонсируемые скидки на товары продавцов. Платформа должна уведомить продавца об этом не позднее чем за пять дней и получить его согласие  .

При этом партнер может заранее решить, что не против, если маркетплейс проспонсирует скидку, и даже указать ее максимальный размер  . Тогда площадка не сможет продавать его товар дешевле этой суммы и может устанавливать скидку, не отправляя уведомление заранее.

Законопроект также наделяет продавца правом в любой момент отказаться от скидок за счет маркетплейса  и установить запрет на участие в таких акциях  .

Если селлер не хочет, чтобы его товар продавался со скидкой, то маркетплейс не вправе наказывать его за это — снижать рейтинг, скрывать карточки товаров или ограничивать показ в поиске  .

Подчеркнем: речь идет о скидках, которые предоставляет сама площадка, компенсируя разницу в цене за свой счет. На Wildberries такой механизм называется «Скидка WB». Согласно исследованию Ассоциации участников рынка электронной коммерции, селлерам нравится, что они могут сделать стоимость своего товара более привлекательной, не неся при этом дополнительных затрат. Но они хотели бы иметь возможность отказываться от таких спонсируемых скидок, например, в периоды, когда спрос на их товары и без того высок. А часть селлеров хотела бы, чтобы правила применения таких скидок были более прозрачными.

Правительство сможет устанавливать требования к карточке товара. В документе указано, что власти вправе вводить правила отображения информации о товаре, включая цену 

Можно предположить, что в будущем это позволит запретить показывать стоимость товара с учетом его оплаты картами банков, которые принадлежат маркетплейсу, так как это можно трактовать как скрытое навязывание финансовых услуг.

Маркетплейсы будут раскрывать партнерам принципы ранжирования результатов поисковой выдачи. Они должны содержаться в договоре, который платформа заключает с партнером  . То есть если результаты поисковой выдачи на платформе зависят от рейтинга, отзывов и статистики, то селлер должен их знать.

Платное поисковое продвижение допускается, но его условия должны быть одинаковы для всех  .

Появится система досудебного разрешения споров между платформой и партнером. Прежде чем подать иск в суд, партнер обязан попытаться решить спор с платформой через внутреннюю систему жалоб  . Например, если маркетплейс ограничил селлеру доступ в личный кабинет, понизил рейтинг или удалил его карточку товара, то стороны должны сначала постараться разрешить этот конфликт самостоятельно.

Жалобу должны рассмотреть в течение 15 дней. Если ee признают обоснованной, платформа обязана отменить свое решение в течение 48 часов.

ПВЗ может считаться магазином, только если там продают товар. Текущая редакция законопроекта базово определяет ПВЗ как место, где выдают заказ покупателю и проводят расчеты с ним  . Но если в таком пункте можно купить товар, не оформляя заказ на маркетплейсе, то он считается полноценным магазином. Тогда на него распространяется федеральный закон «О торговле»  . А согласно ему, открывать новые магазины можно только в том случае, если ретейлер занимает долю рынка в этом регионе меньше 25%.

Лишить маркетплейсы возможности неограниченно открывать ПВЗ хотят традиционные розничные сети. По всей видимости, законопроект не будет способствовать этому: ни у Wildberries, ни у Ozon нет пунктов выдачи, где есть выкладка и продажа товара.

Оператор несет ответственность, если он предоставил недостоверную информацию, а покупатель понес из-за этого убытки. То есть если информация о товаре, услуге или продавце была неполной или ошибочной, то за это будет отвечать платформа  .

Возврат денег должен происходить через платформу. Если покупатель приобрел на маркетплейсе товар, но обнаружил в нем недостаток, он сможет предъявить претензию продавцу. Маркетплейс должен создать техническую возможность, которая позволит подать такую жалобу  и вернуть деньги через платформу.

У покупателя появится право распаковывать и проверять товар в ПВЗ. Если закон примут в нынешнем виде, то ПВЗ обязаны будут давать покупателю товар для того, чтобы он мог с ним ознакомиться  .

Покупатель может вернуть товар через ПВЗ. Но только в том случае, если покупку доставили с использованием логистической инфраструктуры маркетплейса  , то есть если товар хранился на складе маркетплейса, его везли на транспорте, который принадлежит маркетплейсу, или выдали в ПВЗ.

Из законопроекта следует, что если продавец использовал маркетплейс только как витрину, а хранением, упаковкой и доставкой товара занимался самостоятельно  , то такую покупку вернуть через ПВЗ нельзя.

Маркетплейсам запретят торговать несертифицированными БАДами. А также лекарствами, пестицидами и агрохимикатами, если у них нет государственной регистрации  .

Как на законопроект отреагировали участники отрасли

После публикации законопроекта сразу несколько отраслевых ассоциаций, представляющих интересы традиционных ретейлеров и производителей товаров  , написали обращение в администрацию президента, правительство и Госдуму. Они выразили недовольство тем, что ряд их предложений не вошел в итоговую версию документа. Среди них:

  • в законопроекте ничего нет о личных кабинетах правообладателей, через которые они могли бы сообщать о подделках, продающихся на маркетплейсах;
  • представители бизнеса считают, что необходимо предусмотреть систему штрафов, в том числе оборотных  , для нарушителей норм законопроекта  ;
  • нет указания на то, что товары, которые продвигаются маркетплейсом за плату, должны быть четко обозначены;
  • текущая редакция законопроекта не ограничивает влияние маркетплейсов на ранжирование товаров и не защищает продавцов от вмешательства в их ценовую политику;
  • нет нормы, касающейся запрета приоритета для товаров, которые продает платформа.

Ассоциации считают, что эти пункты нужны для выравнивания условий между маркетплейсами и партнерами. А в текущей редакции законопроект, наоборот, может усилить неравенство и закрепить существующий дисбаланс в сфере электронной торговли.

Кроме того, отрасль недовольна датой вступления закона в силу. В документе указано, что он начнет действовать с 1 марта 2027 года, — хотя бизнес рассчитывал, что нормы заработают на год раньше.

Что касается маркетплейсов, то их устраивает текущая версия законопроекта. Представитель Ozon заявил, что в ходе работы над документом приняли во внимание интересы всех участников рынка и что он поможет развитию электронной коммерции и платформенной экономики в России. В похожем ключе высказались в Wildberries & Russ.

В «Яндекс Маркете» поддержали концепции законопроекта, но отметили, что в него необходимо включить пункт об ограничении инвестиций маркетплейсов в скидки: он необходим для сохранения конкуренции  .

Новости, которые касаются бизнеса, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes

Александр ЛевкинЧего недостает закону о платформенной экономике?
  • Забаненый за правдуО, неужели перестанут говорить "у нас лапки, разбирайтесь с продавцом сами" если на их ресурсе непонятно чем торгуют1
  • Андрей Чевозёров"Ассоциации считают, что эти пункты нужны для выравнивания условий между маркетплейсами и партнерами." - ага, то есть, если кто-то придумал способ выполнять какую-то функцию более эффективно, чем это делают текущие участники рынка, то это называется "неравными условиями". Так и запишем, и вспомним примеры из истории как подобные "неравные условия" создали всю современную цивилизацию: мельница, механическая прядильная машина, автомобиль, трактор, железная дорога и стальные вагоны, электричество, вычислительная техника, использование взрывчатки в горно-добывающей отрасли, синтетические полимеры, фармакология, аналитическая философия... Этот список мог бы быть куда полнее если бы у меня хватало образования в области экономической истории и формат поста подходил бы - но вся человеческая цивилизация строится на том, что мы научились делать что-то более эффективно и передали свои знания потомкам. Но теперь это называется это "неравные условия"5
  • Никита ЗиминЗабаненый, да нет, просто обяжут на маркетплейсах держат ценник на уровне офлайн магазинов уважаемых людей, состоящих в АКИТ, чтобы у тех прибыли не падали. На этом и порешают.0
  • Забаненый за правдуНикита, увы такое тоже весьма вероятно.Введут какой-нибудь "налог на выгоду"(0
Вот что еще мы писали по этой теме
Сообщество