3 soft skills, необходимых для развития карьеры
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Пожалуй, каждый кто работал в крупных компаниях знает коллегу, который шустро шел по карьерной лестнице, демонстрируя сверх ожидания. В чем секрет таких людей? Конечно же в развитых soft skills. На определенных позициях можно протянуть только на hard skills, но если вы претендуете на руководящие должности, то этого уже недостаточно.
Эмоциональный интеллект — пожалуй, один из топовых скиллов для современного человека. И если у поколения 20-летних он уже имеется, то 30—40-летние про него много слышали, но мало кто им обладает. И во избежание потери лидерской позиции руководителя на этом фоне важно развивать свои управленческие, эмоциональные и коммуникативные навыки.
В этой статье я хочу показать вам не только важность ЭИ (здесь и далее эмоциональный интеллект) и других мягких навыков в контексте развития карьеры, но и поделиться простыми способами их развития.
Где точно не обойтись без развитого ЭИ:
- вы руководитель и хотите лучше понимать, что происходит в вашей команде, эффективнее выстраивать коммуникацию, управлять сложной командой и понимать, как мотивировать ваших подчиненных;
- вы хотите стать лидером в команде, усилить ваше влияние на принятие ключевых решений бизнеса;
- вы хотите развить вашу чувствительность и эмпатию, чтобы лучше понимать, что происходит вокруг, и на основе этого выстраивать вашу линию поведения в коллективе;
- вы заботитесь не только о личном комфорте на работе, но и о комфорте других;
- вы хотите чувствовать себя уверенно и комфортно в любом коллективе, даже токсичном.
На работе человек проводит почти половину своего бодрствования, и работа становится важной частью жизни, что неизбежно влечет за собой формирование отношений между сотрудниками, которые, как и любые другие отношения, необходимо выстраивать через коммуникацию. И в любой коммуникации возникают эмоции.
Навык № 1. Эмоциональный интеллект. Эмоции — это внутренний навигатор человека. Если вы им умеете пользоваться, то есть замечаете, распознаете и умеете обходиться со своими эмоциями, то вы движетесь по правильному маршруту. И этот маршрут соответствует вашим потребностям, ценностям и целям. А если нет, то вас ждет постоянное неудовлетворение своей жизнью и усталость.
Так как же развить ЭИ и научиться пользоваться своим навигатором в любой коммуникации — изучайте эмоции и учитесь их распознавать у себя:
- Познакомьтесь с подробным описанием основных эмоций и их оттенками. В отношении эмоций мне наиболее близок подход гештальтистов. Здесь есть множество видео роликов, книг и статей.
- Эмоции мгновенно отражаются в теле. Научитесь замечать ваш дискомфорт и исправлять его на комфорт. Попробуйте прямо сейчас просканировать ваше тело и найти, где вам комфортно, а где нет.
- Тренируйте навык распознавания эмоций. Ставьте 3—5 напоминаний каждый день с вопросом «что я сейчас чувствую», «какие напряжение есть в моем теле», «Что мне сейчас необходимо?»
- Учитесь раскладывать сложные эмоции на простые. Например, зависть — это сложная эмоция, в которой есть злость (что вы хотите изменить?) и интерес (что есть у другого, что вам ценно и вы хотите больше знать, как это получить?) и стыд (какой я, если это хочу и чувствую?).
Навык № 2. Кинетический интеллект. Только 7% информации мы передаем вербально, и словами свои эмоции могут назвать немногие. Остальные 93% — наши переживания, которые выражаются в мимике, жестах и пластики тела.
Умение управлять своими невербальными проявлениями и понимание языка тела другого — и есть кинетический интеллект.
Предлагаю эксперимент. Представьте ситуацию — ваш руководитель говорит вам совершенно спокойным тоном «ты постоянно делаешь ошибки». Как думаете, что может указывать на чувство злости вашего руководителя в этот момент? Интонация? — нет; слово «постоянно» — отчасти да; учащенное дыхание, острые жесты, напряженные брови? — однозначно.
Качественное управление своими движениями и есть кинетический интеллект, и его так же можно развить, как эмоциональный интеллект.
Как развить: изучите основы языка тела, снимите себя на видео; оцените на сколько вы располагаете к коммуникации.
Навык № 3. Эффективная коммуникация. Если вы уже покачали свой ЭИ и кинетический интеллект, то это уже существенно повысит качество вашей коммуникации. Что еще:
- Важно научиться присутствовать в диалоге (активное слушание) — слушать собеседника, не анализировать его, не успокаивать, не давать советы, а отслеживать собственные чувства и задавать вопросы, а иногда просто быть рядом и слушать. Учитесь присоединяться к чувствам другого, как бы примеряя на себя ситуацию, в которой оказался собеседник — это и есть та самая эмпатия, с помощью которой можно сближаться с людьми.
- Готовьтесь к сложным встречам и разговорам: сделайте сонастройку с собой, например, при помощи дыхательных техник. Напишите темы, которые вы хотите обсудить и как вы планируете это делать. Отметьте для себя, что бы вы точно не хотели использовать при встрече, например, повышать голос.
- Развивайте насмотренность и расширяйте круг общения. Анализируйте диалоги в фильмах, знакомьтесь с новыми людьми и тренируйте навыки активного слушания постоянно.
