
Мнение: автомобиль — не основное средство передвижения
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Я обожаю автомобилистов. Всей душой. Особенно тех, кто готов меня загрызть в комментариях, стоит мне написать, что автомобиль — это вообще-то не для каждого дня. Нет, правда. Машина — это классно, если ты везёшь шкаф из Икеи, отправляешься в загородное путешествие или перевозишь детей, собак и бабушек. Но каждый день тащить тонну металла, чтобы проехать 5 километров — ну, так себе план. Особенно в городе, который не то чтобы очень хочет видеть машины.
И знаете, что забавно? Мир это уже давно понял. Парковки исчезают, улицы сужаются, эстакады сносят. Причём не где-нибудь, а даже в Америке, где культ автомобиля въелся в ДНК городов. Когда в Детройте начали строить новые трамвайные линии, кто-то точно должен был рухнуть на пол со смеху. В 70-х, когда город штамповал машины и жил мечтой о бесконечных хайвеях, представить трамвай было примерно как сейчас представить телепорт. А теперь это реальность.
Город возвращается к людям
Глобальный тренд последних десятилетий: вернуть города людям. И речь не только о трамваях. Пешеходные зоны растут как грибы после дождя, а парки снова становятся парками, а не бетонными площадками для фуд-кортов. Люди хотят деревья, траву, тишину — а не Зарядье, где ты идёшь по плитке, вдыхаешь запах бургеров и думаешь: «Это точно парк?»
Всё это — не просто стихийный процесс, а логичное исправление старых решений. В 50-70-х автопроизводители убедили весь мир, что владеть машиной — это необходимость. Субурбии множились, моллы росли, люди пересаживались с общественного транспорта на личные авто. А потом оказалось, что не всем хочется ехать 18 километров до ближайшего магазина и быть привязанным к машине, чтобы просто купить хлеба. Городам пришлось пересматривать приоритеты.
Где это уже происходит?
Франция. В Париже за последние 10 лет демонтировали 70 000 парковочных мест и сделали пешеходными более 200 улиц. Прямо сейчас ведётся проект по полному переделу Елисейских полей, где машин будет минимум, а зелени и пространства для людей — максимум.
Испания. В Барселоне уже несколько лет развивают концепцию «суперкварталов» — объединяют кварталы, убирают движение машин и превращают всё пространство в пешеходное. Сначала водители рычали, теперь недвижимость в этих районах подорожала, а местные признают, что жить стало лучше.
США. Нью-Йорк закрыл Таймс-сквер для машин ещё в 2009 году. Все предрекали хаос. В итоге трафик только улучшился, а пешеходные зоны стали туристическим и коммерческим магнитом.
Нидерланды. Амстердам вообще давно стал образцом антиавтомобильной политики, где улицы принадлежат пешеходам, велосипедистам и трамваям. И ничего, живут, богатеют, радуются.
Что будет с торговыми центрами?
Пока города возвращаются людям, моллы медленно, но верно загибаются. Потому что 90-е и 00-е прошли, и людям уже не так интересно шататься между стеклянных витрин под музыку из колонок. Будущее торговых центров — либо перестраиваться в общественные пространства, либо медленно вымирать. Уже сейчас в США многие бывшие моллы превращают в кампусы, жилые дома и культурные центры. Потому что бизнес там, где люди, а не там, где парковка на 2000 мест.
А что в России?
Мы, как всегда, немного запаздываем. Но, учитывая, что градостроительные ошибки 00-х и 10-х — это ошибки, которые мир сделал за 20, 30, а то и 50 лет до нас, логично предположить, что нас ждёт та же коррекция. В Москве уже начали сужать Ленинский, строить новые трамвайные пути, закрывать парковки. Пока идёт сопротивление, но это было везде. Ещё вчера в Европе тоже ныли, что без парковок умрёт торговля. А потом оказалось, что нет, просто бизнес подстроился под новую городскую логику.
Будущее: пешеход, велосипед, трамвай
Смешно, но в итоге человечество возвращается к тому, что работало всегда. Трамваи, велосипеды, пешеходные улицы — это самый эффективный городской транспорт. Автомобили — это прекрасно, но они не должны быть главной городской ценностью. Когда всё подчинено им, город становится большой дорогой, а не местом для жизни.
Так что будущее уже предрешено. Вопрос только в том, сколько времени у нас займёт понимание, что чем меньше машин — тем лучше для бизнеса, комфорта и жизни в городе. И если прямо сейчас кажется, что «у нас это невозможно», просто подождите. Мы ещё будем рушить эстакады и возвращать нормальные парки. Как это уже сделали те, кто «раньше думал, что без машин город умрёт».