Новую линейку графических чипов Nvidia приняли холодно: прирост производительности сравнительно небольшой. Но это не повод называть RTX 5080 плохой видеокартой.
Новая линейка видеокарт Nvidia стала предметом для бурных обсуждений сразу же после анонса. Цены очень высокие, а основной упор сделан на нейросети, а не настоящую мощность — у технической прессы и игроков возникло много вопросов и недовольства таким подходом.
Тем не менее видеокарты GeForce RTX 5080 и 5090 раскупили по всему миру в день релиза. Мне удалось заполучить GeForce RTX 5080 GamingPro от Palit. Расскажу о своем опыте использования и тестирования.
Вы узнаете
- 💰 Где купить и по какой цене
- ⚙️ Технические характеристики Palit GeForce RTX 5080 GamingPro
- 👯 Об отличиях от GeForce RTX 4080 и RTX 4080 Super
- 💨 О дизайне, системе охлаждения, энергопотреблении
- 🤖 Как работают DLSS 4, генерация кадров и другие фирменные функции Nvidia
- 🎮 О производительности в играх
- 🔨 О производительности в профессиональных сценариях
- 🤝 Об альтернативах
- 👍 Стоит ли покупать Nvidia GeForce RTX 5080
Где купить и по какой цене
В российской рознице появилось несколько вариантов RTX 5080 от разных производителей-партнеров. По производительности они схожи, но стоимость различается в зависимости от дизайна и мощности системы охлаждения.
Цены следующие:
- Palit GeForce RTX 5080 GameRock — 184 000 ₽.
- Palit GeForce RTX 5080 Gaming Pro OC — 187 000 ₽.
- MSI GeForce RTX 5080 GAMING X TRIO OC — 200 000 ₽.
- Gigabyte GeForce RTX 5080 Windforce — 220 000 ₽.
На маркетплейсах удачных предложений пока мало — новые видеокарты стоят от 185 000 ₽. Это дешевле, чем в ретейле, но нормальными такие цены назвать трудно.
Технические характеристики Palit GeForce RTX 5080 GamingPro
Процессор | • GB203 (Blackwell 2.0) • 10752 ядер CUDA • Частота до 2617 МГц |
Память | • 16 Гб • GDDR7 • 256 бит • 1875 МГц • 960 Гбит/с |
Дополнительные процессоры | • Тензорный блок 336 ядер четвертого поколения для нейросетевых вычислений • RT-блок четвертого поколения для расчета трассировки лучей • Энкодер видео NVENC девятого поколения • Декодер видео шестого поколения |
Энергопотребление | • 360 Вт типичное • До 375 Вт при максимальной нагрузке |
Габариты | • 332 × 127 × 60 мм • 2,5 слота |
Особенности | • Новые стандарты разъемов: HDMI 2.1b и DisplayPort 2.1b • DLSS • 4Multi Frame Generation с ИИ • DLSS Ray Reconstruction • Nvidia Reflex 2 • CUDA версии 12.8 • Продвинутая трассировка лучей • Кодеки NVENC и AV1 • PCI-E 5.0 |
Цена в рознице | От 186 000 ₽ |
Технические характеристики Palit GeForce RTX 5080 GamingPro
Процессор | • GB203 (Blackwell 2.0) • 10752 ядер CUDA • Частота до 2617 МГц |
Память | • 16 Гб • GDDR7 • 256 бит • 1875 МГц • 960 Гбит/с |
Дополнительные процессоры | • Тензорный блок 336 ядер четвертого поколения для нейросетевых вычислений • RT-блок четвертого поколения для расчета трассировки лучей • Энкодер видео NVENC девятого поколения • Декодер видео шестого поколения |
Энергопотребление | • 360 Вт типичное • До 375 Вт при максимальной нагрузке |
Габариты | • 332 × 127 × 60 мм • 2,5 слота |
Особенности | • Новые стандарты разъемов: HDMI 2.1b и DisplayPort 2.1b • DLSS • 4Multi Frame Generation с ИИ • DLSS Ray Reconstruction • Nvidia Reflex 2 • CUDA версии 12.8 • Продвинутая трассировка лучей • Кодеки NVENC и AV1 • PCI-E 5.0 |
Цена в розниц | От 186 000 ₽ |
Отличия от GeForce RTX 4080 и RTX 4080 Super
Новая архитектура. Видеокарты Nvidia GeForce RTX 50-й серии сделаны на архитектуре Blackwell. Она названа в честь американского математика Дэвида Блэквелла: он внес существенный вклад в развитие статистики, теории вероятности и теории игр, которые очень важны для современного искусственного интеллекта.
Нейросети для всего. Архитектура Blackwell обновляет тензорные ядра, на которых работают легкие нейронные сети вроде реконструкции DLSS, и ядра трассировки лучей. Nvidia ожидает, что графика в играх будет все меньше использовать традиционные методы растеризации, которые опираются на художественную стилизацию и различные хитрости для получения красивой картинки. Вместо них разработчики будут чаще прибегать к симуляции настоящего света, теней, отражений и звука.
Новая память GDDR7. Эта версия графической памяти не просто быстрее и позволяет увеличить объем отдельных чипов — она поддерживает корректирующий код ECC. Он находит и исправляет ошибки, что очень полезно для нейронных сетей и вычислений на видеокарте, в том числе игровых.

GeForce RTX 4080
На 15% медленнее в играх, но всего на 7% — в рендеринге профессиональной 3D-графики. Скорее всего, это происходит из-за отсутствия оптимизаций для новой архитектуры RTX 50-й серии. Основное отличие — нет поддержки DLSS 4 Multi Frame Generation

GeForce RTX 4080 Super
Переработанная версия RTX 4080, которая в некоторых задачах слегка медленнее, чем обычная. Отставание от RTX 5080 примерно такое же, как у обычной RTX 4080

GeForce RTX 3080
Отстает от RTX 5080 на 40—45% в играх и на 47% в рендеринге. RTX 3080 уже не годится для современных игр в 4К с максимальными настройками качества изображения, потому что у нее всего 10 Гб видеопамяти. К тому же она не поддерживает генерацию кадров, только обычный апскейлинг DLSS

GeForce RTX 2080 Super
Карта 2019 года на 66—72% медленнее в играх, а в рендеринге — на 75%. У нее очень мало памяти для современных игр — всего 8 Гб. Если уменьшить настройки качества и активно использовать DLSS 2, RTX 2080 Super все еще очень неплохая видеокарта, особенно в разрешении до 1440р
Дизайн, система охлаждения, энергопотребление
Видеокарта большая. Попавшая нам на обзор модель от Palit выглядит внушительно. При длине 33 см она влезет далеко не в каждый корпус, поэтому будьте внимательны при покупке.
А еще Palit GeForce RTX 5080 GamingPro очень тяжелая, а в комплекте нет поддержки. Придется купить ее отдельно или подставить карандаш. Иначе при длительном использовании карта начнет постепенно провисать — это некрасиво и может повредить разъем.

Мощное охлаждение. Palit использует дизайнерское решение Nvidia — радиатор почти вдвое длиннее, чем плата с чипами, поэтому часть карты продувается вентилятором насквозь. Это решение помогает охлаждать видеокарту гораздо эффективнее, чем традиционные дизайны. RTX 5080 GamingPro способна рассеивать до 500 Вт тепла, хотя на деле карта потребляет не более 400 Вт.
Всего у карты три кулера — это позволяет увеличить поток воздуха при более низкой скорости вращения. То есть карта работает тише, чем модели с двумя вентиляторами.
В Cyberpunk 2077 на максимальных настройках RT Overdrive с трассировкой путей в 4K с DLSS Performance и генерацией кадров ×2 графический чип нагрелся лишь до 65 °C, а видеопамять — до 75 °C. Это очень хорошие показатели для настолько высокой нагрузки.
При этом кулеры не раскручивались больше чем на 30% от максимальной мощности. А значит, видеокарту легко можно сделать еще холоднее, пусть и ценой большего шума.


Разъемы с заделом на будущее. GeForce RTX 5080 поддерживает новейшие видеовыходы HDMI 2.1b и DisplayPort 2.1b. Эти стандарты позволяют использовать мониторы, телевизоры и проекторы с разрешением 8K и частотой обновления 120 Гц или 4K с частотой 240 Гц.
Видеокарта поддерживает сжатие видеопотока DSC , поэтому в теории возможные сочетания разрешения и частоты обновления экрана могут быть еще больше. Мониторы и телевизоры с этими интерфейсами еще даже не вышли, поэтому такой видеокарты хватит надолго.

DLSS 4, генерация кадров и другие фирменные функции Nvidia
Реконструкция изображения DLSS 4. Пока что уникальное по своей эффективности решение Nvidia для повышения плавности и качества картинки в играх. DLSS позволяет видеокарте рендерить изображение в низком разрешении, а потом при помощи небольшой нейросети дорисовывать его до высокого разрешения вашего монитора или телевизора.
Благодаря низкому изначальному разрешению видеокарте значительно легче обрабатывать отдельные кадры, поэтому FPS растет почти без вреда для четкости картинки.
Такие технологии сейчас есть и у Intel, AMD и Sony в PS5 Pro. Но Nvidia начала работу над своей технологией раньше и вкладывает в нее очень много ресурсов, так что DLSS 4 — эталон по качеству финального изображения.
DLSS 4 использует другой тип нейросети по сравнению с моделями прошлых поколений. Новая архитектура воссоздает еще больше деталей и эффективнее подавляет следы и шлейфы от быстродвижущихся объектов. Эта технология доступна не только на RTX 50-й серии, но и на видеокартах GeForce прошлого поколения RTX 40. На RTX 20 и 30 технологии доступны в ограниченном виде.

Реконструкция лучей позволяет избавиться от лишних вычислений в играх с трассировкой. Отражения выглядят четче, в тенях меньше шумов, а производительность даже немного улучшается.
Эта технология существовала и раньше, но, как и апскейлер DLSS 4, ее перевели на новую архитектуру «трансформер», что делает результаты еще лучше.

DLSS Multi Frame Generation — технология создания промежуточных кадров при помощи нейросетей. Генерация кадров DLSS впервые появилась в GeForce RTX 40-й серии. Но в RTX 50-й серии, включая GeForce RTX 5080, систему значительно доработали. Это позволило генерировать в три раза больше нейрокадров на каждый настоящий.
Например, если игра работает в 60 FPS, видеокарта может превратить их в 120, 180 или даже 240 FPS, генерируя +1, +2 или +3 кадра после каждого настоящего. К сожалению, если игра изначально работает в 15—20 FPS, технология не поможет. Вы увидите на экране достаточно плавные 60 FPS, но управление будет неотзывчивым.
Nvidia Reflex. Технология снижения задержки. Синхронизирует производство настоящих кадров и работу умных технологий так, чтобы игрок чувствовал максимальную отзывчивость управления.
Нейросети для всего. Nvidia находит все больше способов применять нейросети в играх. Например, новый алгоритм сжатия позволяет использовать фотореалистичные текстуры, хранящие в себе физические свойства материалов.
RTX Neural Faces делает шейдеры лиц и кожи персонажей настолько реалистичными, что они кажутся настоящими. Mega Geometry уже сейчас есть в Alan Wake 2 — она ускоряет игру даже на самых старых видеокартах.

Производительность в играх
Спорный, но прирост. Я тестировал Palit GeForce RTX 5080 GamingPro и остальные видеокарты на компьютере с Intel Core i7-13700K с водяной системой охлаждения Arctic Liquid Freezer II 420 A-RGB, 32 Гб памяти DDR5-5200 и SSD-диском Samsung 990 PRO NVMe на 2 Тб при контролируемой температуре 21 °C.
Настройки графики максимальные, чтобы видеть разницу между производительностью видеокарт, не упираясь в ограничения процессора.
Разница между GeForce RTX 5080 и RTX 4080 минимальна, а вот с более старыми картами значительна. Особенно если учитывать устаревшие технологии и существенно меньшее количество видеопамяти. Если у вас видеокарта слабее GeForce RTX 3080, Palit GeForce RTX 5080 GamingPro обеспечит значительный прирост производительности, легко заметный невооруженным глазом.












Генерация кадров и DLSS не плацебо. В Cyberpunk 2077 на максимальных настройках GeForce RTX 5080 выдает порядка 20 FPS. Речь идет о режиме Overdrive, в котором применяется трассировка пути — технология симуляции гиперреалистичного освещения. На релизе этого пресета не было, разработчики добавили его позже в сотрудничестве с Nvidia как полигон для испытаний видеокарт «на вырост».
Но стоило активировать DLSS 4 с генерацией кадров — и фреймрейт вырос до 115 FPS во время автомобильных погонь и до 87 FPS в больших сюжетных сценах со множеством NPC.
Ощущалась при этом игра отлично. Я не заметил микрозадержек, артефактов, управление оставалось очень отзывчивым. Последнее особенно неожиданно, потому что генерация кадров обычно делает изображение плавнее, но никак не влияет на управление. Это значит, что базового фремрейта, который выдает GeForce RTX 5080, более чем достаточно, чтобы справляться даже с тяжелейшими играми на самых высоких настройках.

Артефакты случаются. DLSS 4 еще очень свежая технология, поэтому на скриншотах заметны графические артефакты. Впрочем, во время погони на скорости 110 км/ч на подобное обычно не обращаешь внимания, играть ничто не мешает.
В остальном не было никаких проблем. Даже тех, что были в предыдущих версиях DLSS, FSR и XeSS — вроде длинных следов от видео на уличных экранах. С этим как раз помогает новая модель «трансформер».
Производительность в профессиональных сценариях
Слишком новая архитектура. На момент тестирования многие профессиональные программы и бенчмарки отказывались работать с GeForce RTX 5080. Почти наверняка это решится с обновлениями, но старые программы, у которых закончилась поддержка, могут не заработать.
Профессиональное видео. Nvidia добавила декодирование видео с цветовой субдискретизацией 4:2:2 и аппаратное ускорение кодирования. Они активно применяются в профессиональном кинопроизводстве, на телевидении и в рекламе, а в последнее время — даже для видео на YouTube и стриминга. Не самая важная функция для рядовых пользователей, но опытным монтажерам пригодится.
Кроме этого GeForce RTX 5080 поддерживает аппаратное декодирование и демозаику (дебайеринг) RAW-видео кинокамер RED и Blackmagic и обычных видео в популярных кодеках h.264, h.265 HEVC и AV1. Это важно не только для создания контента, но и для его просмотра: YouTube, приложение Netflix и даже RuTube активно используют самый новый и эффективный кодек AV1.

Хороша, но не идеальна для рендера. Видеокарты Nvidia обычно отлично справляются с рендерами. В популярном движке V-Ray 6, который доступен для почти всего профессионального 3D-софта, Palit GeForce RTX 5080 GamingPro на 17% быстрее GeForce RTX 4080, в полтора раза — GeForce RTX 3080, почти в два раза — GeForce RTX 2080 Super.
Как и в играх, 16 Гб быстрой памяти GDDR7 помогают рендерить более крупные и сложные проекты, но по современным меркам 16 Гб — не очень много для профессиональной карты.
В популярной программе Blender 4 наш тест показал, что GeForce RTX 5080 GamingPro на 3,5% медленнее RTX 4080. Скорее всего, Blender пока плохо работает с новой архитектурой Blackwell и со временем ситуация изменится. Несмотря на это, RTX 5080 на 41% быстрее RTX 3080 и на 70% — RTX 2080 Super.

Альтернативы и аналоги
Монополия зеленых. В высшем и предтоповом сегментах у Nvidia нет реальных конкурентов.
Ближе всего подбирается AMD Radeon, но «красный» производитель открыто заявляет, что им интереснее соперничество в начальном и среднем сегментах. Intel только начинает с бюджетного сегмента, прежде чем перейти к топовым картам.

AMD Radeon RX 7900 XTX
Самая мощная карта от AMD в начале 2025 года. В играх с классической графикой на 11% медленнее RTX 5080 в разрешении 1440p и на 14% — в 4K. Если включить трассировку лучей, Radeon RX 7900 XTX отстает еще сильнее: на 34% в 1440p и на 38% — в 4K. С другой стороны, стоит она гораздо дешевле

Nvidia GeForce RTX 4080
Модель прошлого поколения намного проще найти в продаже, а стоит она значительно дешевле. По чистой производительности она не так уж сильно уступает RTX 5080, здесь такой же запас видеопамяти, есть поддержка DLSS 4. Не хватает только Multi Frame Generation
Стоит ли покупать Nvidia GeForce RTX 5080
Предфлагманская видеокарта Nvidia — одна из самых мощных на рынке, у нее очень мало конкурентов. Для владельцев моделей 2020—2022 года вроде RTX 3080 это достойный апгрейд, который предлагает не только ощутимый прирост мощности, но и большое количество новых технологий.
Множественная генерация кадров MFG работает как магия: игровой процесс правда становится намного плавнее, а DLSS 4 улучшает разрешение почти без видимых огрехов.
Но стремиться покупать RTX 5080 в марте 2025 года не стоит: на фоне ажиотажа цены завышены, карта такого уровня едва ли оправдает вложение более 200 000 ₽. Можно ожидать, что к концу первого полугодия предложение на маркетплейсах и в крупной рознице расширится, а стоимость стабилизируется.
Владельцам GeForce RTX 4080 и RTX 4080 Super стремиться к апгрейду, вероятно, рановато. Карты прошлого поколения не поддерживают MFG, но получили все преимущества апскейлера DLSS 4. По чистой производительности они почти не уступают новинке, так что в большинстве случаев останутся релевантными для разрешения 4К еще несколько лет.
👍 Плюсы:
- Высочайшая производительность.
- Технологии улучшения DLSS 4 и MFG работают как заявлено.
- Подходит для 4К во всех играх.
- Поддерживает технологии и кодеки для профессионального использования.
👎 Минусы:
- Прирост чистой производительности не впечатляет.
- Видеопамяти в обрез для 4К.
- Высокое энергопотребление.
- Большинство дизайнов громоздкие и поместятся не в каждый корпус.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult