2K

Обзор GeForce RTX 5080: флагман­ской видеокарты с ИИ‑ге­нерацией кадров

Протестировали версию Palit GeForce RTX 5080 GamingPro
5
Обзор GeForce RTX 5080: флагман­ской видеокарты с ИИ‑ге­нерацией кадров
Аватар автора

Денис Мурин

искал себя в отражении

Страница автора

Новую линейку графических чипов Nvidia приняли холодно: прирост производительности сравнительно небольшой. Но это не повод называть RTX 5080 плохой видеокартой.

Новая линейка видеокарт Nvidia стала предметом для бурных обсуждений сразу же после анонса. Цены очень высокие, а основной упор сделан на нейросети, а не настоящую мощность — у технической прессы и игроков возникло много вопросов и недовольства таким подходом.

Тем не менее видеокарты GeForce RTX 5080 и 5090 раскупили по всему миру в день релиза. Мне удалось заполучить GeForce RTX 5080 GamingPro от Palit. Расскажу о своем опыте использования и тестирования.

Где купить и по какой цене

В российской рознице появилось несколько вариантов RTX 5080 от разных производителей-партнеров. По производительности они схожи, но стоимость различается в зависимости от дизайна и мощности системы охлаждения.

Цены следующие:

  1. Palit GeForce RTX 5080 GameRock — 184 000 ₽.
  2. Palit GeForce RTX 5080 Gaming Pro OC — 187 000 ₽.
  3. MSI GeForce RTX 5080 GAMING X TRIO OC — 200 000 ₽.
  4. Gigabyte GeForce RTX 5080 Windforce — 220 000 ₽.

На маркетплейсах удачных предложений пока мало — новые видеокарты стоят от 185 000 ₽. Это дешевле, чем в ретейле, но нормальными такие цены назвать трудно.

Технические характеристики Palit GeForce RTX 5080 GamingPro

Процессор• GB203 (Blackwell 2.0)
• 10752 ядер CUDA
• Частота до 2617 МГц
Память16 Гб
• GDDR7
• 256 бит
• 1875 МГц
960 Гбит/с
Дополнительные процессоры• Тензорный блок 336 ядер четвертого поколения для нейросетевых вычислений
RT-блок четвертого поколения для расчета трассировки лучей
• Энкодер видео NVENC девятого поколения
• Декодер видео шестого поколения
Энергопотребление• 360 Вт типичное
• До 375 Вт при максимальной нагрузке
Габариты332 × 127 × 60 мм
• 2,5 слота
Особенности• Новые стандарты разъемов: HDMI 2.1b и DisplayPort 2.1b
• DLSS
• 4Multi Frame Generation с ИИ
• DLSS Ray Reconstruction
• Nvidia Reflex 2
• CUDA версии 12.8
• Продвинутая трассировка лучей
• Кодеки NVENC и AV1
PCI-E 5.0
Цена в розницеОт 186 000 ₽

Технические характеристики Palit GeForce RTX 5080 GamingPro

Процессор• GB203 (Blackwell 2.0)
• 10752 ядер CUDA
• Частота до 2617 МГц
Память16 Гб
• GDDR7
• 256 бит
• 1875 МГц
960 Гбит/с
Дополнительные процессоры• Тензорный блок 336 ядер четвертого поколения для нейросетевых вычислений
RT-блок четвертого поколения для расчета трассировки лучей
• Энкодер видео NVENC девятого поколения
• Декодер видео шестого поколения
Энергопотребление• 360 Вт типичное
• До 375 Вт при максимальной нагрузке
Габариты332 × 127 × 60 мм
• 2,5 слота
Особенности• Новые стандарты разъемов: HDMI 2.1b и DisplayPort 2.1b
• DLSS
• 4Multi Frame Generation с ИИ
• DLSS Ray Reconstruction
• Nvidia Reflex 2
• CUDA версии 12.8
• Продвинутая трассировка лучей
• Кодеки NVENC и AV1
PCI-E 5.0
Цена в розницОт 186 000 ₽

Отличия от GeForce RTX 4080 и RTX 4080 Super

Новая архитектура. Видеокарты Nvidia GeForce RTX 50-й серии сделаны на архитектуре Blackwell. Она названа в честь американского математика Дэвида Блэквелла: он внес существенный вклад в развитие статистики, теории вероятности и теории игр, которые очень важны для современного искусственного интеллекта.

Нейросети для всего. Архитектура Blackwell обновляет тензорные ядра, на которых работают легкие нейронные сети вроде реконструкции DLSS, и ядра трассировки лучей. Nvidia ожидает, что графика в играх будет все меньше использовать традиционные методы растеризации, которые опираются на художественную стилизацию и различные хитрости для получения красивой картинки. Вместо них разработчики будут чаще прибегать к симуляции настоящего света, теней, отражений и звука.

Новая память GDDR7. Эта версия графической памяти не просто быстрее и позволяет увеличить объем отдельных чипов — она поддерживает корректирующий код ECC. Он находит и исправляет ошибки, что очень полезно для нейронных сетей и вычислений на видеокарте, в том числе игровых.

GeForce RTX 4080

GeForce RTX 4080

На 15% медленнее в играх, но всего на 7% — в рендеринге профессиональной 3D-графики. Скорее всего, это происходит из-за отсутствия оптимизаций для новой архитектуры RTX 50-й серии. Основное отличие — нет поддержки DLSS 4 Multi Frame Generation

GeForce RTX 4080 Super

GeForce RTX 4080 Super

Переработанная версия RTX 4080, которая в некоторых задачах слегка медленнее, чем обычная. Отставание от RTX 5080 примерно такое же, как у обычной RTX 4080

GeForce RTX 3080

GeForce RTX 3080

Отстает от RTX 5080 на 40—45% в играх и на 47% в рендеринге. RTX 3080 уже не годится для современных игр в 4К с максимальными настройками качества изображения, потому что у нее всего 10 Гб видеопамяти. К тому же она не поддерживает генерацию кадров, только обычный апскейлинг DLSS

GeForce RTX 2080 Super

GeForce RTX 2080 Super

Карта 2019 года на 66—72% медленнее в играх, а в рендеринге — на 75%. У нее очень мало памяти для современных игр — всего 8 Гб. Если уменьшить настройки качества и активно использовать DLSS 2, RTX 2080 Super все еще очень неплохая видеокарта, особенно в разрешении до 1440р

Дизайн, система охлаждения, энергопотребление

Видеокарта большая. Попавшая нам на обзор модель от Palit выглядит внушительно. При длине 33 см она влезет далеко не в каждый корпус, поэтому будьте внимательны при покупке.

А еще Palit GeForce RTX 5080 GamingPro очень тяжелая, а в комплекте нет поддержки. Придется купить ее отдельно или подставить карандаш. Иначе при длительном использовании карта начнет постепенно провисать — это некрасиво и может повредить разъем.

Флагманские видеокарты Nvidia последних поколений чаще всего огромные: мощные чипы требуют серьезного охлаждения
Флагманские видеокарты Nvidia последних поколений чаще всего огромные: мощные чипы требуют серьезного охлаждения

Мощное охлаждение. Palit использует дизайнерское решение Nvidia — радиатор почти вдвое длиннее, чем плата с чипами, поэтому часть карты продувается вентилятором насквозь. Это решение помогает охлаждать видеокарту гораздо эффективнее, чем традиционные дизайны. RTX 5080 GamingPro способна рассеивать до 500 Вт тепла, хотя на деле карта потребляет не более 400 Вт.

Всего у карты три кулера — это позволяет увеличить поток воздуха при более низкой скорости вращения. То есть карта работает тише, чем модели с двумя вентиляторами.

В Cyberpunk 2077 на максимальных настройках RT Overdrive с трассировкой путей в 4K с DLSS Performance и генерацией кадров ×2 графический чип нагрелся лишь до 65 °C, а видеопамять — до 75 °C. Это очень хорошие показатели для настолько высокой нагрузки.

При этом кулеры не раскручивались больше чем на 30% от максимальной мощности. А значит, видеокарту легко можно сделать еще холоднее, пусть и ценой большего шума.

Компоненты видеокарты занимают около половины площади устройства. Остальное — система охлаждения
Компоненты видеокарты занимают около половины площади устройства. Остальное — система охлаждения
Тестирование температуры Palit GeForce RTX 5080 GamingPro с максимальной нагрузкой: в самой горячей точке получилось всего 75 °C, при этом кулеры работали достаточно тихо
Тестирование температуры Palit GeForce RTX 5080 GamingPro с максимальной нагрузкой: в самой горячей точке получилось всего 75 °C, при этом кулеры работали достаточно тихо

Разъемы с заделом на будущее. GeForce RTX 5080 поддерживает новейшие видеовыходы HDMI 2.1b и DisplayPort 2.1b. Эти стандарты позволяют использовать мониторы, телевизоры и проекторы с разрешением 8K и частотой обновления 120 Гц или 4K с частотой 240 Гц.

Видеокарта поддерживает сжатие видеопотока DSC  , поэтому в теории возможные сочетания разрешения и частоты обновления экрана могут быть еще больше. Мониторы и телевизоры с этими интерфейсами еще даже не вышли, поэтому такой видеокарты хватит надолго.

На каждой GeForce RTX 5080 есть четыре видеовыхода: три DisplayPort 2.1b и один HDMI 2.1b
На каждой GeForce RTX 5080 есть четыре видеовыхода: три DisplayPort 2.1b и один HDMI 2.1b

DLSS 4, генерация кадров и другие фирменные функции Nvidia

Реконструкция изображения DLSS 4. Пока что уникальное по своей эффективности решение Nvidia для повышения плавности и качества картинки в играх. DLSS позволяет видеокарте рендерить изображение в низком разрешении, а потом при помощи небольшой нейросети дорисовывать его до высокого разрешения вашего монитора или телевизора.

Благодаря низкому изначальному разрешению видеокарте значительно легче обрабатывать отдельные кадры, поэтому FPS  растет почти без вреда для четкости картинки.

Такие технологии сейчас есть и у Intel, AMD и Sony в PS5 Pro. Но Nvidia начала работу над своей технологией раньше и вкладывает в нее очень много ресурсов, так что DLSS 4 — эталон по качеству финального изображения.

DLSS 4 использует другой тип нейросети по сравнению с моделями прошлых поколений. Новая архитектура воссоздает еще больше деталей и эффективнее подавляет следы и шлейфы от быстродвижущихся объектов. Эта технология доступна не только на RTX 50-й серии, но и на видеокартах GeForce прошлого поколения RTX 40. На RTX 20 и 30 технологии доступны в ограниченном виде.

Слева — результат реконструкции в DLSS 3, а справа — в DLSS 4. Новая архитектура позволяет реконструировать больше деталей, иногда даже превосходя нативное разрешение. Источник: nvidia.com
Слева — результат реконструкции в DLSS 3, а справа — в DLSS 4. Новая архитектура позволяет реконструировать больше деталей, иногда даже превосходя нативное разрешение. Источник: nvidia.com

Реконструкция лучей позволяет избавиться от лишних вычислений в играх с трассировкой. Отражения выглядят четче, в тенях меньше шумов, а производительность даже немного улучшается.

Эта технология существовала и раньше, но, как и апскейлер DLSS 4, ее перевели на новую архитектуру «трансформер», что делает результаты еще лучше.

Демонстрация того, как Nvidia использует все больше нейросетей для увеличения производительности в Cyberpunk 2077. Источник: nvidia.com
Демонстрация того, как Nvidia использует все больше нейросетей для увеличения производительности в Cyberpunk 2077. Источник: nvidia.com

DLSS Multi Frame Generation — технология создания промежуточных кадров при помощи нейросетей. Генерация кадров DLSS впервые появилась в GeForce RTX 40-й серии. Но в RTX 50-й серии, включая GeForce RTX 5080, систему значительно доработали. Это позволило генерировать в три раза больше нейрокадров на каждый настоящий.

Например, если игра работает в 60 FPS, видеокарта может превратить их в 120, 180 или даже 240 FPS, генерируя +1, +2 или +3 кадра после каждого настоящего. К сожалению, если игра изначально работает в 15—20 FPS, технология не поможет. Вы увидите на экране достаточно плавные 60 FPS, но управление будет неотзывчивым.

Nvidia Reflex. Технология снижения задержки. Синхронизирует производство настоящих кадров и работу умных технологий так, чтобы игрок чувствовал максимальную отзывчивость управления.

Нейросети для всего. Nvidia находит все больше способов применять нейросети в играх. Например, новый алгоритм сжатия позволяет использовать фотореалистичные текстуры, хранящие в себе физические свойства материалов.

RTX Neural Faces делает шейдеры лиц и кожи персонажей настолько реалистичными, что они кажутся настоящими. Mega Geometry уже сейчас есть в Alan Wake 2 — она ускоряет игру даже на самых старых видеокартах.

RTX Skin использует нейросеть, работающую на тензорных ядрах видеокарты, чтобы рендерить реалистичную кожу. В том числе на хэдкрабах в Half-Life 2: RTX. Источник: nvidia.com
RTX Skin использует нейросеть, работающую на тензорных ядрах видеокарты, чтобы рендерить реалистичную кожу. В том числе на хэдкрабах в Half-Life 2: RTX. Источник: nvidia.com

Производительность в играх

Спорный, но прирост. Я тестировал Palit GeForce RTX 5080 GamingPro и остальные видеокарты на компьютере с Intel Core i7-13700K с водяной системой охлаждения Arctic Liquid Freezer II 420 A-RGB, 32 Гб памяти DDR5-5200 и SSD-диском Samsung 990 PRO NVMe на 2 Тб при контролируемой температуре 21 °C.

Настройки графики максимальные, чтобы видеть разницу между производительностью видеокарт, не упираясь в ограничения процессора.

Разница между GeForce RTX 5080 и RTX 4080 минимальна, а вот с более старыми картами значительна. Особенно если учитывать устаревшие технологии и существенно меньшее количество видеопамяти. Если у вас видеокарта слабее GeForce RTX 3080, Palit GeForce RTX 5080 GamingPro обеспечит значительный прирост производительности, легко заметный невооруженным глазом.

Генерация кадров и DLSS не плацебо. В Cyberpunk 2077 на максимальных настройках GeForce RTX 5080 выдает порядка 20 FPS. Речь идет о режиме Overdrive, в котором применяется трассировка пути — технология симуляции гиперреалистичного освещения. На релизе этого пресета не было, разработчики добавили его позже в сотрудничестве с Nvidia как полигон для испытаний видеокарт «на вырост».

Но стоило активировать DLSS 4 с генерацией кадров — и фреймрейт вырос до 115 FPS во время автомобильных погонь и до 87 FPS в больших сюжетных сценах со множеством NPC.

Ощущалась при этом игра отлично. Я не заметил микрозадержек, артефактов, управление оставалось очень отзывчивым. Последнее особенно неожиданно, потому что генерация кадров обычно делает изображение плавнее, но никак не влияет на управление. Это значит, что базового фремрейта, который выдает GeForce RTX 5080, более чем достаточно, чтобы справляться даже с тяжелейшими играми на самых высоких настройках.

Силуэты прохожих слева — редкий пример графических артефактов DLSS 4 Multi Frame Generation. Но когда едешь на высокой скорости по городу, заметить такие вещи практически невозможно
Силуэты прохожих слева — редкий пример графических артефактов DLSS 4 Multi Frame Generation. Но когда едешь на высокой скорости по городу, заметить такие вещи практически невозможно

Артефакты случаются. DLSS 4 еще очень свежая технология, поэтому на скриншотах заметны графические артефакты. Впрочем, во время погони на скорости 110 км/ч на подобное обычно не обращаешь внимания, играть ничто не мешает.

В остальном не было никаких проблем. Даже тех, что были в предыдущих версиях DLSS, FSR и XeSS — вроде длинных следов от видео на уличных экранах. С этим как раз помогает новая модель «трансформер».

Производительность в профессиональных сценариях

Слишком новая архитектура. На момент тестирования многие профессиональные программы и бенчмарки отказывались работать с GeForce RTX 5080. Почти наверняка это решится с обновлениями, но старые программы, у которых закончилась поддержка, могут не заработать.

Профессиональное видео. Nvidia добавила декодирование видео с цветовой субдискретизацией 4:2:2 и аппаратное ускорение кодирования. Они активно применяются в профессиональном кинопроизводстве, на телевидении и в рекламе, а в последнее время — даже для видео на YouTube и стриминга. Не самая важная функция для рядовых пользователей, но опытным монтажерам пригодится.

Кроме этого GeForce RTX 5080 поддерживает аппаратное декодирование и демозаику (дебайеринг) RAW-видео кинокамер RED и Blackmagic и обычных видео в популярных кодеках h.264, h.265 HEVC и AV1. Это важно не только для создания контента, но и для его просмотра: YouTube, приложение Netflix и даже RuTube активно используют самый новый и эффективный кодек AV1.

DaVinci Resolve 19 использует все новейшие функции GeForce RTX 5080 для ускорения монтажа и покраски видео
DaVinci Resolve 19 использует все новейшие функции GeForce RTX 5080 для ускорения монтажа и покраски видео

Хороша, но не идеальна для рендера. Видеокарты Nvidia обычно отлично справляются с рендерами. В популярном движке V-Ray 6, который доступен для почти всего профессионального 3D-софта, Palit GeForce RTX 5080 GamingPro на 17% быстрее GeForce RTX 4080, в полтора раза — GeForce RTX 3080, почти в два раза — GeForce RTX 2080 Super.

Как и в играх, 16 Гб быстрой памяти GDDR7 помогают рендерить более крупные и сложные проекты, но по современным меркам 16 Гб — не очень много для профессиональной карты.

В популярной программе Blender 4 наш тест показал, что GeForce RTX 5080 GamingPro на 3,5% медленнее RTX 4080. Скорее всего, Blender пока плохо работает с новой архитектурой Blackwell и со временем ситуация изменится. Несмотря на это, RTX 5080 на 41% быстрее RTX 3080 и на 70% — RTX 2080 Super.

Одна из сцен, в которых я тестировал Blender 4
Одна из сцен, в которых я тестировал Blender 4

Альтернативы и аналоги

Монополия зеленых. В высшем и предтоповом сегментах у Nvidia нет реальных конкурентов.

Ближе всего подбирается AMD Radeon, но «красный» производитель открыто заявляет, что им интереснее соперничество в начальном и среднем сегментах. Intel только начинает с бюджетного сегмента, прежде чем перейти к топовым картам.

AMD Radeon RX 7900 XTX

AMD Radeon RX 7900 XTX

Самая мощная карта от AMD в начале 2025 года. В играх с классической графикой на 11% медленнее RTX 5080 в разрешении 1440p и на 14% — в 4K. Если включить трассировку лучей, Radeon RX 7900 XTX отстает еще сильнее: на 34% в 1440p и на 38% — в 4K. С другой стороны, стоит она гораздо дешевле

Nvidia GeForce RTX 4080

Nvidia GeForce RTX 4080

Модель прошлого поколения намного проще найти в продаже, а стоит она значительно дешевле. По чистой производительности она не так уж сильно уступает RTX 5080, здесь такой же запас видеопамяти, есть поддержка DLSS 4. Не хватает только Multi Frame Generation

Стоит ли покупать Nvidia GeForce RTX 5080

Предфлагманская видеокарта Nvidia — одна из самых мощных на рынке, у нее очень мало конкурентов. Для владельцев моделей 2020—2022 года вроде RTX 3080 это достойный апгрейд, который предлагает не только ощутимый прирост мощности, но и большое количество новых технологий.

Множественная генерация кадров MFG работает как магия: игровой процесс правда становится намного плавнее, а DLSS 4 улучшает разрешение почти без видимых огрехов.

Но стремиться покупать RTX 5080 в марте 2025 года не стоит: на фоне ажиотажа цены завышены, карта такого уровня едва ли оправдает вложение более 200 000 ₽. Можно ожидать, что к концу первого полугодия предложение на маркетплейсах и в крупной рознице расширится, а стоимость стабилизируется.

Владельцам GeForce RTX 4080 и RTX 4080 Super стремиться к апгрейду, вероятно, рановато. Карты прошлого поколения не поддерживают MFG, но получили все преимущества апскейлера DLSS 4. По чистой производительности они почти не уступают новинке, так что в большинстве случаев останутся релевантными для разрешения 4К еще несколько лет.

👍 Плюсы:

  1. Высочайшая производительность.
  2. Технологии улучшения DLSS 4 и MFG работают как заявлено.
  3. Подходит для 4К во всех играх.
  4. Поддерживает технологии и кодеки для профессионального использования.

👎 Минусы:

  1. Прирост чистой производительности не впечатляет.
  2. Видеопамяти в обрез для 4К.
  3. Высокое энергопотребление.
  4. Большинство дизайнов громоздкие и поместятся не в каждый корпус.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Денис МуринСколько вы готовы потратить на игровую видеокарту?
  • Виктор150 тысяч для меня - прям потолок. Т.е. уровень 5070ti. Но пока думаю, дорого, ужасно дорого, да и ассортимента нет.0
  • Михаил СтепановВысочайшая производительность 5080 = 4080 super за +30% стоимости. Дорого, кто как а я скипаю до выхода Super. Отличие пока только софтовый MultiFrameGen.0
  • Vladislav BasharovВиктор, лучше уж 4070 ti super взять и мощнее и дешевле будет. А вся 50ХХ линейка вышла бракованной да ещё и лютый оверпрайс(0
  • ВикторVladislav, лучше-то всего на 23 тысячи, да?) И это, когда я собирал комп в 2020 - я планировал обновлять карту ЧЕРЕЗ поколение. И чё вдруг она мощнее то?0
  • Ашот Оганесян4070 ti su или 4080 su, 40 поколение вообще топ. Учитывая такую цену, отсутствие поддержки старых игр, карта мб чисто для профессионалов, а не геймеров. Амд на фоне выглядят лучше)0
Подобрано специально для вас